Московский парк укрывает от знойного городского солнца. По тропинке идут две женщины. Одна молодая, скорее всего мама. Другая, намного старше, – или бабушка, или няня, давно работающая в семье. Чуть впереди них – два очаровательных мальчугана трех-четырех лет. Первый легко едет на самокате, второй не может его догнать, тем более перегнать, поэтому начинает истерить. Женщины пытаются разрешить конфликт мирным путем и забирают самокаты.
Большинство маленьких мальчиков очень подвижны. «Движение — это жизнь» для них не слоган и не призыв к действию, а естественное состояние. Первый мальчик бежит легко и радостно вперед, и второй за ним, но бежит нерадостно, с усилием. Ему хочется быть первым, быть лучшим, ему хочется обогнать своего друга-ровесника, но не получается. Он останавливается и истошно кричит. Первый тоже останавливается и с любопытством смотрит на товарища. В его глазах нет ни тени превосходства, только удивление на реакцию второго. Второй моментально успокаивается, так же быстро, как и закатывает истерику, и начинает бежать. И первый начинает бежать. Его природные данные позволяют бежать быстрее и легко обогнать. И история повторяется: второй останавливается и кричит.
Обе женщины, каждая на свой манер, обращаются ласково с просьбой к первому с одним и тем же смысловым содержанием: «не беги так быстро, дай ему тебя разок обогнать, ты же видишь, что он плачет».
Чем эта история закончилась, не знаю. Но эта сцена пополнила мою коллекцию наблюдений бройлерного воспитания.
Бройлерное воспитание – это когда из человека делают много удобного красивого нежного мяса… Из человека, который рожден быть свободным и у которого есть от рождения все необходимое для своего внутреннего полета, делают бройлера.
Основной критерий бройлерного воспитания — делать все возможное, чтобы ребенок не плакал, не испытывал отрицательных переживаний, не огорчался.
Если в младенческом возрасте такая установка вполне оправдана, так как плач ребенок сигнализирует о дискомфорте или болезненных ощущениях малыша, которые устраняются чуткой заботой взрослых, то с возрастом источников слез ребенка становится больше, так же как расширяются возможности ребенка и его представления о мире. Ребенок вырос, умеет говорить, ходить и много еще чего, а родители не выросли и относятся к нему по-прежнему как к младенцу: любой дискомфорт и возникновение отрицательных эмоций ребенка по-прежнему сразу же ликвидируется без анализа ситуаций и причин.
Раньше была тенденция растить послушного ребенка, а сейчас наметилась тенденция растить успешного, вечно занятого полезной деятельностью и всем довольного. Ориентир — этакий образ голливудской звезды: много работает и все успевает, с неизменной улыбкой победителя на лице, как будто он всю жизнь идет по красной ковровой дорожке. И любой эмоциональный дискомфорт, как и неуспех ребенка не соответствует внутреннему родительскому представлению об отпрыске и о том, каким он должен быть. Плачущий ребенок — не лучшая визитная карточка счастливого родителя, поэтому естественные ситуации неуспеха и дискомфорта нивелируются в жизни ребенка, создается искусственная тепличная среда – питомник для бройлерных кур, где ребенок растет и вес набирает, но не взрослеет. Даже незначительные стрессовые ситуации в жизни ребенка превращаются для родителей в трагедию вселенского масштаба.
Ограждение своего маленького чада от любого вида стресса и отрицательных эмоций приводит к тому, что не формируются навыки стрессоустойчивости. А стресс незримо присутствует в жизни любого человека, и маленького тоже. Во время социализации дошкольника стрессовые ситуации сплошь и рядом: адаптация к детскому саду и детским учреждениям (кружкам, секциям и т.д.), дружба и конфликты с ровесниками, соблюдение правил, установленных в определенных местах… Родители изо всех сил стараются создать искусственную среду безоблачного счастья, где нет места печалям и стрессам, но в результате их дети меньше, чем дети нетепличные, радуются и веселятся, и даже новая еда становится для них «стрессом» – по моим наблюдениям, нередко таким детям свойственно отказываться от новых продуктов, так как все новое их страшит.
Как формировать стрессоустойчивость у детей?
1. Собственным родительским примером. Делиться личным опытом, рассказывать свои истории с учетом возраста ребенка.
2. Объяснять причины негативных реакций, чтобы малыш мог понять, отчего он расстраивается, из-за чего сильно нервничает. Давать родительские советы по преодолению стресса: возможно ли с этим что-то сделать, какими способами можно исправить или ситуация неразрешимая и с ней нужно смириться. Нередко подобные разговоры с ребенком нужно проводить не один раз.
3. Верить в своего ребенка. Понимать, что есть навыки, которые формируются не так легко и быстро, как бы хотелось, но когда-нибудь все получится.
Все гениальное просто, только под простотой действия подразумевается постоянный труд для формирования определенного навыка или качества. Популярный американский спортивный психолог Джон Дерозалиа пишет, что любое качество личности можно развить, было бы желание. Но степень развития определенного личностного качества будет зависеть от индивидуальных особенностей (нервной системы, наследственных факторов), от уровня мотивации и от окружающей среды. Последнее условие особенно влияет на формирование характера маленького ребенка.
В описанном выше примере большего сочувствия вызывает первый мальчик, который по своим природным данным легко перегонял друга по прогулке. Возможно, ситуация, которую я наблюдала в парке, — это единичный случай в его жизни, а может, это неосознаваемая установка семейной системы, где малыш растет и воспитывается. «Не будь первым! Не будь ярким! Твои потребности в этом и отличительные способности расстраивают других! Ты сильно огорчаешь друга, расстраиваешь маму и бабушку, омрачаешь совместную прогулку! Конфликты – это плохо, учись вести себя так, чтобы людям с тобой было хорошо! Быть первым и ярким – это обязательно кого-то расстраивать, вызывать зависть и недоброжелательность!»
А что со вторым мальчиком? Хотелось, чтобы ему объяснили на доступном языке для его возраста, что у него не получится быть первым во всем. Бог дал каждому человеку свои способности, кому-то таланты, кому-то гениальность. Если он хочет быстрее бегать и кататься на самокате, то нужно тренироваться. И не факт, что у него получится обогнать своего друга с врожденными способностями к скорости, но собственный отличный результат у него непременно будет после тренировок. Что у него тоже есть способности (какие, близким людям виднее).
Есть хорошая сказка Георгия Юдина «Лягушонок и лисенок». Лягушонок строил из песка красивые фигуры, а лисенок их ломал. Когда они подросли, лисенок признался лягушонку, что он хотел лепить так же, как лягушонок, но у него не получалось. «Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы».
Сказки любят все дети. Иногда сказки нужно читать и оставлять ребенка наедине с прочитанным, а иногда обсуждать в воспитательных целях. Любая хорошая сказка несет в себе большое количество смыслов. Воспитание тоже имеет много смыслов. Один из них – развитие заложенных в каждом ребенке индивидуальных способностей и формирование тех качеств, которые пригодятся в будущей жизни. Стрессоустойчивость – одно из них.
Ребёнок фантазирует или уже обманывает — где грань? Как реагировать родителям, когда дети говорят неправду? И как самим не провоцировать на ложь?
У меня не было такого, как в фильмах, когда сын и отец у костра сидят, и отец говорит: «Сынок, когда-нибудь ты станешь взрослым…» Поэтому приходится внутри своей семьи постоянно биться об углы непонимания. А мы, взрослые верующие люди, должны стараться своих детей к браку подвести максимально подготовленными.
Семь из семи человек, честно прочитавших эту книгу единодушно говорили о том, что будто заново пережили яркие моменты своего детства – пусть фрагментарно, пусть отрывочно, пусть неполно, но зато как правдоподобно!
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.