Уроки — дело нужное, но малоинтересное. С этим никто не поспорит, даже родители. Хотя родители – в первую очередь. У них школа не заканчивается с получением собственного аттестата, а повторяется вновь и вновь, с каждым последующим ребенком. Для меня этот круг уже четвертый.
Первый был много лет назад, когда меня самого вели за руку на первый школьный звонок. Сейчас ощущения схожие, разве что новый уровень. В свои сорок семь я тот же школьный персонаж, разве что прокачанный, прошедший основательный апгрейд. Знающий все опасные места и легко решающий сложные задачи. Не все, но это дело дальнейшего развития. Как говорится, какие наши годы.
В остальном, те же темы, правила и формулы из года в год, пора бы выучить наизусть. В голове откладывается все то, что когда-то прогулял, прозевал и элементарно не выучил. Ощущение – словно добираю все, что недобрал в своем детстве.
Сначала учился сам, а теперь снова сам, но уже ради оценок своих детей. По-другому никак. Хочешь, чтобы ребенок успевал — вникай и разбирайся, как бы тяжело не было. И когда говорят, что каждая оценка в школьном дневнике — это оценка родителям, я отчасти согласен.
Отчасти, потому что школа — труд коллективный, а оценки — это не только «хорошо» и «отлично». Неудачи тоже случаются, но брать их на себя целиком все равно что лишать ребенка чувства ответственности. Нет уж — победы и поражения только пополам. Мы же одна семья, у нас все общее, разве не так?
В общем, решаемо все, в буквальном смысле. Было бы желание – а вот тут интересы совпадают не всегда. Извечные споры отцов и детей регулярно упираются в известный вопрос — зачем все это надо?
— Мы легко работаем с цифровыми технологиями, — в очередной раз заявляет подрастающее поколение. Намекает, что они чуть ли не родились с гаджетами в руках, а мы динозавры — уходящая эпоха примитивизма.
— Ваше поколение работает с цифровыми технологиями, — соглашаюсь я. — А моё поколение их изобрело и разработало!
— Мы легко ориентируемся в интернете и с помощью него можем найти любую информацию, — не сдается мученик науки.
— А мы умеем находить информацию без всякого интернета, — добавляю я, тихо посмеиваясь.
И вот уже непокорная дочь, понурив голову, склоняется над бумажными книгами и тетрадями. Над такими же корпели ваши Стив Джобс и Илон Маск, а так же изобретатели тик-токов, фейсбуков и лайков. Наши Юрий Гагарин и Сергей Королев тоже выводили свои первые буквы вручную, да еще и стальными перьями.
Гаджеты, интернет, Гугл — это, конечно, хорошо и просто, но когда-то и они превратятся во «вчерашний день». Чтобы не застрять на их уровне, надо пройти свой трудный путь, хотя бы из эпохи примитивизма. Только так появится желание сделать жизнь проще и легче, изобрести что-то новое и полезное. На всем готовом еще никто далеко не уехал, и примеры такие в истории не сохраняются и в памяти не задерживаются. Вот поэтому — учиться, учиться и учиться. Родителей это тоже касается.
Кстати, именно родители часто поднимают волну недовольства перенасыщением школьной программы. Спорить трудно — всему должна быть мера и разумный предел, потому как возможности ребенка не безграничны. Требовать от него сверх меры — занятие контрпродуктивное и малоэффективное. Однако базис нужен в полном объеме, не важно, кем станет в будущем подрастающий человек. Тем более что он сам этого зачастую пока еще не знает.
Когда я слышу: «Нашим детям это в жизни не пригодится!» – всегда мысленно задаю вопрос: откуда вы знаете? Ладно, когда речь о состоявшемся факте — зубрил в школе высшую математику, а стал дантистом. Но когда будущее еще даже не просматривается, в принципе трудно угадать, что на пользу, а что – балласт. На мой взгляд, школьная программа — это как багаж путешественника с большим запасом. Кто знает, что там ждет не вершине Эвереста?
Даже в рабочих, казалось бы, рядовых профессиях сегодня ценятся люди разносторонние. Из недавнего разговора со слесарем-инструментальщиком выяснил, что ему в работе нужны и физика, и химия, и чертежное дело (а тут, считай, и алгебра с геометрией), и даже русский язык. Попробуй с ошибками чертеж подпиши, станочники такого наделают!..
Да и трудно понять, в чем истинное призвание ребенка, если ограничивать его возможности. Кто бы знал, что сын поморского рыбака Михайло Ломоносов станет светочем мировой науки и даже искусства. А ведь в него тоже мало кто верил, и большинство считало, что ему «все это без надобности». Чтобы ребенок понял, чего хочет от жизни, ему надо попробовать разное — пусть даже трудное, скучное и малопривлекательное. Тем более, когда забесплатно.
Директор школы о том, как выглядит образовательный процесс изнутри.
Многие родители сегодня критически смотрят на школьную систему образования, и в том числе недовольны системой школьного оценивания. Но на самом деле, при правильном к ним отношении школьные оценки важны и нужны не только учителям, но и детям. Зачем?
История, по мнению россиян, входит в пятерку самых важных школьных предметов. И в то же время, именно она вызывает множество дискуссий, споров и даже конфликтов.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.