Пожалуй, нет такого отца, который не желал бы всей душой, чтобы его ребенок был самым умным, самым сильным, самым-самым… Современность, откликаясь на этот горячий запрос, услужливо подсовывает массу различных возможностей для реализации заложенного в ребенке потенциала. В том числе и концепцию раннего развития, которая обещает родителям юных гениев буквально с пеленок.
Термин «раннее развитие» подразумевает в целом развитие ребенка (психологическое, социальное, физическое и др.) в возрасте от рождения до трех-четырех лет. При этом акцент делается на ускорение процесса, а в последнее время наблюдается явный перекос в сторону его интеллектуальной составляющей. И ускорение это достигается за счет введения элементов обучения.
Есть мнение, что в детстве мы, познавая мир и себя в нем, поглощаем и усваиваем такое количество информации, какого и за всю жизнь потом не осиливаем. Так, К. Чуковский в книге «От двух до пяти» на сотнях примеров показывает, как ребенок этого нежного возраста осваивает грамматику языка, его лексику и словообразование. А особенно Чуковский указывает на то, что ребенок постигает язык легко и без усилий, при этом не обращаясь ни к учебникам, ни к какой либо вообще теории. Значит, делают вывод апологеты раннего развития, мозг маленького ребенка вполне способен работать с большим количеством информации, и это надо использовать, вложить в детскую головку еще больше всякого важного и интересного, что позволит малышу подняться на новую ступень развития.
Понятно, что это довольно приблизительная схема, но в итоге получается, что родители начинают обучать своих детей чуть ли не с пеленок. И одно из важных направлений этой концепции – раннее обучение чтению.
К счастью, многие мамы и папы отдают себе отчет в том, что привычка к чтению – это важнейшая составляющая культурного развития и учения в целом. Чтение – это одновременно и цель, и способ ее достижения. Нет развитого человека без чтения, справедливо рассуждают взрослые, развешивая вырезанные из цветной бумаги буквы вокруг детской колыбельки.
А с года идут в ход таблицы со слогами и кубики Зайцева со складами. И в результате родители гордятся тем, что в два-три года ребенок умеет читать, а главное – научился этому сам и очень это дело любит. Методика педагога Н. А. Зайцева – одна из наиболее популярных в раннем обучении чтению.
Если вкратце, суть ее в следующем. Зайцев подметил, что малыши, постепенно овладевая устной речью, не произносят отдельные звуки, но соединяют их в слоги, из которых в дальнейшем и получаются слова. Поэтому и методику свою он основал на слогах, на складах, как он их называет. В игровой форме, что наиболее естественно для ребенка, малыш составляет из складов, расположенных на разных гранях кубиков, слова и постепенно учится читать.
Методика разработана для детей от 3 лет, но специалисты по раннему развитию говорят, что с ее помощью можно начинать обучать и годовалых (!) детей. Представляете, какие перспективы открываются для родителей юных Моцартов!..
Н. Зайцев считает также, что обучение будет более успешным, если ребенку предоставить сразу весь объем информации, которую ему необходимо будет уложить в голове. На мой взгляд, это очень и очень спорный момент, поскольку один из основных принципов обучения на том и стоит, чтобы двигаться от более простого к более сложному, это я, как преподаватель-практик, знаю совершенно точно.
Но даже если отбросить мои личные сомнения, на деле все это раннее обучение оказывается не таким уж безоблачным, о чем в последнее время громко заявляют детские психологи, логопеды, да и школьные учителя.
Чтение – это достаточно сложный процесс. Чтобы овладеть им, нужно иметь в достаточной степени развитые память и внимание, восприятие и мышление. Чтобы читать осмысленно (иначе какой же прок!), ребенок должен уметь воспринимать конкретные слова (собственно различение букв-слогов-слов), понимать их смысл, а также оценивать прочитанное, то есть обладать известного рода жизненным опытом и в достаточной степени развитым воображением. Все это достигается в более позднем возрасте, нежели год или два от роду.
Надо также учитывать такую вещь, как ступенчатое, постепенное развитие детского мозга. Биологические реакции типа сосания груди работают у младенца уже с рождения. Нервные центры, отвечающие за движение, начинают функционировать к году. А контроль, например, эмоциональной сферы, развитие воли – это вещи, недоступные двухлетнему мозгу, они созреют гораздо позднее. Участки мозга, которые отвечают за сложную психическую деятельность типа слитного письма, созревают только к 8-10 годам. А «палочки должны быть попендикулярны» уже в 7, в первом классе. Тем не менее, многие родители переживают из-за отвратительного почерка своих первоклашек. Это так, реплика в сторону.
Если предлагать ребенку задачу, с которой он по определению не может справиться, просто потому что не дозрел, кто сможет предугадать результат? Вспомним Маленького Принца: «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой, и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват – он или я?».
Дети – существа весьма живучие, поэтому обучить трехлетнего ребенка чтению возможно, как показывает практика. Но будет ли такое чтение осмысленным? Более того, каким образом отзовется непосильное интеллектуальное напряжение в будущем?
Врач-невролог Елизавета Меланченко пишет:
«Мне приходится консультировать и лечить детей с головными болями, непроизвольными движениями (тиками), недержанием мочи. Каждую неделю ко мне приводят малышей, у которых эти симптомы появились в течение месяца от начала какого-либо вида интеллектуальной деятельности. Проходят эти симптомы только тогда, когда родители решаются изменить режим дня и отдыха ребенка и снимают с него львиную долю интеллектуальной нагрузки».
А вот мнение известного педагога Марины Озеровой:
«У меня было более тысячи учеников, и первые мои детки уже сами стали родителями. Когда мне мамы пишут: «Я научила ребенка чтению в два, а сейчас ему четыре, он отлично развит и обожает читать», я могу только предложить побеседовать об этом лет через пятнадцать. Потому что результат воспитания и образования очень отсрочен. Я довольно навидалась «маленьких гениев», от вымуштрованной гениальности которых уже классу к третьему ничего не останется. А к восьмому по каждому предмету будут репетиторы. Не говоря уже о неспособности нормально усваивать информацию, некоторые «рано читавшие» старшеклассники к концу школы уже условие задачи воспринять не могут: они привыкли с самого раннего детства механически обрабатывать текст. Так что мои наблюдения основаны на довольно обширной выборке».
Обучение чтению «по складам» чревато, например, тем, что ребенок не осознает связи отдельного звука и буквы. На практике это приводит к большим трудностям при освоении правил орфографии. «ЖЫ» он, конечно, не напишет, потому что такого склада не было, но вот дети, которые как будто были не знакомы с буквой Ь и несложными правилами ее написания (например, в словах «ночь» и «мяч»), мне попадались. То есть неразличение отдельных составляющих слова, самых мелких его деталей, может привести к дисграфии – различным нарушениям письма.
Другое негативное последствие раннего обучения чтению – это бездумное чтение. «Ранние» детки превосходно считают и читают, побивая все мыслимые рекорды по скорости чтения. Но пересказать текст они не могут. У них нет привычки к осмысленному чтению, продумыванию слов и образов, за ними стоящих. Они заучили когда-то эти склады, заучили звукосочетания — и всё…
Но и это еще не самое страшное. Не рискну привести полную цитату из учебника по детской нейропсихологии, попробую своими словами. Основная идея состоит в том, что энергия мозга, направляемая на развитие, не бесконечна и не всесильна, она направляется строго в требуемые места (в ту фазу развития, которая, грубо говоря, полагается по возрасту) и в строго дозированной степени. (Ведь не секрет для нас быстрая утомляемость первоклашек, например). Если же эту энергию развития перенапрягать сверх меры или направлять не в те места (вместо активных игр в песочнице – интеллектуальные занятия со складами, графическими символами, которые мозг готов будет воспринимать гораздо позже), то негативные последствия неизбежны.
Во-первых, пострадают другие функции мозга, которым было положено развиваться, а должной «подпитки» они не получили. Во-вторых, перенапряжение приводит к негативным реакциям организма, о которых я упоминала раньше, цитируя невролога.
Что же теперь делать? Вообще не заниматься детским развитием, если уж это такое зло?..
Конечно, нет. Детским развитием обязательно надо заниматься. Только это нужно делать строго в свое время. Наилучшей точкой отсчета может считаться момент, когда вы видите явный и самостоятельно проявленный интерес ребенка к книге. В качестве забавного примера приведу отрывок из любимой многими книжки «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля.
«Рассказывали, что он сначала даже читал книги «вверх ногами». Это произошло таким образом. К старшему брату Сергею приходила учительница. Сергей учился читать. Степка был еще мал тогда для науки, ему не давали букваря. Учительница, положив перед собой букварь, занималась с Сергеем, а Степка, забравшись с локтями на стол с другой стороны, внимательно слушал их уроки. Степка видел перевернутые буквы. Так он и запомнил. Так он научился читать. И читал он справа налево, держа книгу перевернутой. Насилу переучили его».
Пример-то забавный, конечно, но смотрите, какая верная иллюстрация! Ребенок, по мнению взрослых, еще мал для обучения. Но жгучий интерес к делам старшего брата (а всем известно, как любят младшие тянуться за старшими) составляет мощнейшую мотивацию к самостоятельному обучению.
Нечто похожее я наблюдаю сейчас у себя дома: младший с интересом следит за учебными занятиями старшего сына, первоклассника. Причем если прелесть печатного слова младшему сыну уже более или менее знакома и понятна, то интрига письма и вообще всякой графики только-только начинает его захватывать. Не удивлюсь, если писать он научится раньше, чем читать. Я слышала о таком парадоксе от многих родителей. Но это снова реплика в сторону.
Итак, нужно выбрать правильный момент. Это во-первых. Во-вторых, не надо форсировать события. То, на что вы с пятилетним ребенком потратите полгода, шестилетний схватит за пару дней.
Нет никакой нужды торопиться в освоении такого серьезного дела, как чтение. А все потому, что наша цель – не просто научить читать. Основная, наиглавнейшая задача – это сделать так, чтобы ребенок полюбил чтение. Тогда ему откроется вся красота и богатство мира литературы, он будет легко владеть словом, ему легче будет учиться, в конце концов. А истинная любовь к книге во многом зависит от того, читают ли в семье, любят ли книгу, есть ли в доме отношение к книге как к другу и собеседнику, как к способу познать мир. Если же этой любви в семье нет, то нет и никакого смысла ломать голову над тем, как и когда учиться читать.
Директор школы о том, как выглядит образовательный процесс изнутри.
Многие родители сегодня критически смотрят на школьную систему образования, и в том числе недовольны системой школьного оценивания. Но на самом деле, при правильном к ним отношении школьные оценки важны и нужны не только учителям, но и детям. Зачем?
История, по мнению россиян, входит в пятерку самых важных школьных предметов. И в то же время, именно она вызывает множество дискуссий, споров и даже конфликтов.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.