Сергей Пархоменко – психолог-консультант, бизнес-тренер и отец мальчика Никиты. «Хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам!» — решил он и организовал для своего сына-дошкольника и нескольких его друзей небольшой домашний кружок. Математика, логика, физика, а заодно и развитие речи, моторики, немного рисования… Описания своих занятии и свой взгляд, каким должно быть обучение детей, он публикует в Живом журнале. Мы предлагаем отдельные фрагменты дневника «Домашнего кружка им. Пархоменко».
Как научиться рисовать объемные фигуры и соотносить параметры реальных и нарисованных фигур и предметов? Конечно, играючи. Вот несколько увлекательных игр-занятий с проекциями для детей.
Итак, берем зубочистки и горох нут (предварительно замоченный на 4-5 часов в холодной воде), проводим тщательный и убедительный инструктаж по безопасности (зубочистки-то острые), показываем, как можно что-то собрать из нута и зубочисток, а затем предоставляем детям полную свободу.
А пока они с энтузиазмом принялись за дело, готовим вторую фазу. Ставим экран теневого театра (рамку, в которой натянута калька или светлая ткань без рисунка) и свет.
Когда работы готовы, а экран установлен – ставим за него получившиеся конструкции и получаем прекрасные проекции объемных тел на плоскость! Фигуры можно поворачивать, находить удачные ракурсы, а затем обводить на листах бумаги.
Вот так можно создавать начальные представления о проекциях фигур на плоскость и о чертежах.
Фигуры могут быть абсолютно разными. Проекции фигур можно делать в нескольких ракурсах.
Продолжить эту практику рисования проекций объемных фигур на плоскость можно рисованием 3d-куба.
Опять из зубочисток и пластилина или нута делается куб (или другая фигура) и располагается под направленным источником света. Получается тень — мы её обводим или просто отмечаем положение вершин, а соединить их можно и потом.
Фигуру можно делать «прозрачной» или «непрозрачной», можно, добавив элементов, нарисовать, к примеру, домик с дверью и окном…
И потом можно сфотографировать результат! Причем фотографировать надо с той точки, где был источник света.
Объемные кубы могут стать основой для необычных головоломок.
Необходимо заранее сделать бланки для создания и разгадывания головоломок. Скачать их можно здесь.
Один игрок раскрашивает либо развертки, либо рисунки с кубами, а второй, соответственно, должен в соответствии с этим перенести окраску на вторую половину (если загадана развертка — раскрасить в соответствии с этим кубы, а если раскрашены кубы — перенести их окраску на развертку).
Фишка задания в том, что, после выполнения, развертку можно быстро и удобно вырезать, склеить и сличить «в натуре» с рисунком куба.
Важный момент: у каждой стороны в центре стоит значок с условным обозначением — эти значки должны совпадать на рисунке куба и на развертке!
Ну и наконец, изобразить на бумаге в 3D можно не только геометрические фигуры, но и, например, руку. Для этого понадобится бумага, линейка и фломастеры.
Обводим руку простым карандашом и начинаем раскрашивать.
В процессе дети тренируют массу полезных умений и навыков: глазомер, использование линейки, черчение прямых заданной длинны, мелкую моторику и точность, рисование одинаковых закорючек, новый изобразительный приём и пр. Если перевести все это в эквивалент прописей — то это где-то двухдневная норма для первого класса. А здесь она выполняется за 20 минут с энтузиазмом и радостью. И удивившим ребят результатом!
Можно обвести всё, что угодно, а потом «от3D-шить» (например, детали от конструктора).
Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?
В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.
«Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.