Все участники нашего кружка обожают опыты. Вот прям с упоением что-то с чем-то смешивают, нагревают, надувают, запускают… Я считаю это полезным делом, даже когда физическая или химическая подоплёка происходящего для детей недоступна. Дети внимательно наблюдают, аккуратно пробуют разные варианты и смотрят, что получается – отличная тренировка внимания, самоконтроля, мышления, наблюдательности. А в большинстве случаев из опытов мы делаем какие-то содержательные выводы и часто находим какие-то примеры этих эффектов в реальном мире. Сегодня – опыты со льдом.
Как сделать цветные льдинки
Сколько нужно красок, чтобы напечатать в типографии книгу или цветной журнал? Спросил ребят. Дети сказали «много», «сто», «двести» и т.п. Тогда я сообщил, что используется всего три или четыре краски – и из них получаются все остальные цвета.
А дальше мы перешли к делу.
Суть процесса проста: ребёнок набирает немного акварельной краски на кисть и красит воду в стаканчике. Потом набирает краски других цветов, добавляет их и смотрит, что получается. Когда он удовлетворён результатом – вода из стакана заливается в формочку для льда.
Из синего и жёлтого получается зелёный, из красного и жёлтого – оранжевый, а еще можно сделать сиреневый и другие довольно-таки оригинальные оттенки. Опасения, что в результате хаотичного смешивания и неаккуратной работы будут получаться исключительно разновидности буро-болотного цвета, не оправдались – цвета получились интересные.
Смешивание цветов, оказывается, чрезвычайно хитовое и увлекательное дело. А когда оно закончено, формочку отправляем в морозильник.
Как тают цветные льдинки
Через некоторое время (например, на следующий день) можно достать лед, чтобы поразглядывать и повосхщаться. А также заняться экспериментированием – изучить, как размораживается лед в разных условиях.
Кусочки кладем просто в стаканчик, в холодную воду, в закрытую банку, в пакет с воздухом, в варежку (предварительно завернув кусочек льда в пакетик), в стакан с солью.
Я спросил у каждого ребенка, где, по его мнению, быстрее всего растает лёд, а где – медленнее. Большинство решили, что быстрее – в варежке и в воде.
Ну что ж, смотрим, как продвигаются дела.
Первым лёд растаял в холодной воде. Я пояснил, что температура через воду передаётся легче, чем через воздух. Поэтому, например, в мокрой одежде становится холодно. Потом лёд растаял в соли (дети сами вспомнили, что солью посыпают тротуары). И даже через 2 часа лёд не до конца растаял в варежке. Тоже объяснил, что варежки не греют – они просто плохо передают температуру, поэтому в них и тепло, мороз через них не проходит.
Лед, масло и вода
Еще один опыт с цветным льдом.
По информации из непроверенных источников, лёд должен плавать в растительном масле, а талая вода из него должна эффектно опускаться на дно. Но то ли источники слишком непроверенные, то ли масло слишком рафинированное — лёд у нас довольно-таки настойчиво сразу же тонул в масле.
Пришлось на ходу менять схему эксперимента — для начала добавили воды. Естественно, масло оказалось наверху, вода – внизу, а лёд занял положение на границе масла и воды — уже что-то.
Потом положили на стакан две палочки, а на них кусочек льда — пусть капает постепенно. Капля, упав в масло, осталась у поверхности, приняв форму шара. По мере того, как накапало ещё подкрашенной воды, шар стал побольше, погрузился в масло и остановился на границе масла и воды.
Если в результате неаккуратного движения лед окажется в стакане, то детям и тут найдется дело – у нас, например, все о-о-о-очень хотели перемешать содержимое.
«Засолка» льда
Это достаточно простой и хорошо известный эксперимент. Берем обычный лед, красим его краской и посыпаем солью. В тех местах, куда попадает соль, лед тает быстрее, краска попадает внутрь льда и получается неописуемая красота.
Дети с упоением красят, солят и восторженно разглядывают получившееся.
Краску можно взять любую (у нас была гуашь). Соль можно добавить сразу в краску или солить непосредственно лед. Только приготовьте побольше льда, так как дети могут заниматься этим о-о-очень долго!
Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?
В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.
«Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.
Очень интересно. Спасибо. Обязательно попробую со своими детьми