Имея магнит (желательно неодимовый, но может подойти и деталь от конструктора типа «Геомаг»), проволоку (медную или стальную) и батарейку, можно за пять минут создать мини-электродвигатель.
Для удобства ещё можно взять монетку (для устойчивости конструкции) и кусочек бумажного скотча с дырочкой (чтобы проволочка не слетала).
Собственно, основная сложность — придать проволочке такую форму, чтобы она верхним концом опиралась на батарейку, а нижней стороной касалась магнита. Соответственно, по ней протекает ток между верхним контактом батарейки и нижним и, если всё сделано правильно… проволочка начинает очень сильно вращаться! Демонстрируя тем самым униполярную индукцию.
В принципе можно придать этому устройству более цивилизованный вид и добиться более стабильной работы, чтобы проволочка не норовила постоянно слететь — но лучше, чтобы дети именно сами за короткое время могли воспроизвести это нехитрое устройство «голыми руками». Надо сказать, занимает это минут 20, а то и больше — это не так просто. Попробуйте сами!
Если к магниту, батарейке и проволоке добавить шуруп, то можно своими глазами увидеть действие правила буравчика. Ставить задачу объяснить этот эффект сколько-нибудь глубоко, делая такой эксперимент, не обязательно, а вот показать, как электричество с магнетизмом могут вызвать непрерывное движение, можно.
Схема такого двигателя предельно проста.
К шурупу нужно примагнитить неодимовый магнит, а шуруп примагнитить остриём к батарейке. На противоположный от шурупа полюс батарейки изолентой прилепите проводок (или просто прижмите пальцем), а другой стороной проводка еле-еле (чтобы трение было минимальным) прикоснитесь к магниту или к шляпке шурупа — шуруп с магнитом начинают вертеться!
***
Конечно, для кого-то это «электродвигатель-пятиминутка», и всей работы минуты на три, а вот детям придется возиться долго и упорно. Зато ощущение настоящей магии, когда внезапно что-то прям в руках начинает вертеться!
Источник: Живой журнал Сергея Пархоменко
Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?
В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.
«Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.