Домашний кружок: Каша в бумажной кастрюле

Бумажные кастрюли

 

– Можно ли что-то приготовить в бумажной кастрюле? – спрашиваю.

 

Дети, естественно, категорически заявили: невозможно!

 

Предложил им попробовать вскипятить воду в бумажной коробочке на свечке.

 

– Конечно же, коробочка должна прогореть, а вода зальёт свечку, – уверены.

 

kasha_1_1

.

 

Эксперимент начали с изготовления простеньких коробочек из плотной бумаги. Я специально не стал использовать спичечные коробки или другие заготовки, чтобы в процессе самостоятельного изготовления этой нехитрой «посуды» попутно потренировать у детей рабочие навыки, пространственное мышление и глазомер. Дошколята пока не очень умеют пользоваться линейкой, отрезать, биговать по линии и пр. – надо тренироваться.

 

kasha_1_2

.

 

Минут через 15 всё было готово, коробочки поставили на кубики, налили в них воду, под них задвинули горящие свечки. И – что бы вы думали! – вода нагревалась, становилась горячей, а бумажные коробочки даже не думали прогорать.

 

Поступило предложение сварить кашку — я принёс пшена, все стали насыпать его в коробочки. Коробочки изрядно закоптились и подразмокли, но держались. Вода в них почти испарилась – пришлось подливать, потому что народ требовал «продолжения банкета». Всем этим дети увлеченно занимались довольно долго, и крупа почти сварилась.

 

kasha_1_3

.

 

Когда потушили свечи, обсудили, почему же бумажная посуда не сгорела на огне?

 

Кто-то из детей предположил, что вода в кастрюльке через бумагу тушит огонь. Я на доске начертил схемку, пояснил, что вода остужала бумагу и не давала нагреться до температуры воспламенения. «Копнуть» глубже пока не пытался, так как это было наше первое занятие на тему теплопроводности.

 

kasha_1_4

.

 

Где тепло идет быстрее

 

Для того чтобы показать распространение тепла внутри тела и разницу в теплопроводности разных материалов, я приготовил кучу всяких штуковин.

 

kasha_2_1

.

 

Итак, к объекту обыкновенным пластилином мы прикрепляем гвоздики и конец объекта помещаем над свечой.

 

kasha_2_2

.

 

Объект нагревается, и по мере того как пластилин плавится, гвоздики отваливаются один за другим.

 

kasha_2_3

.

 

Удостоверившись, что гвоздики отваливаются именно один за другим — то есть тепло распространяется линейно, — мы переходим ко второй фазе.

 

Дальше мы стали сравнивать, как распространяется тепло в разных объектах. Слева — обрезок керамической плитки, справа — толстая медная проволока.

 

kasha_2_4

.

 

Слева по-прежнему керамика, по которой тепло распространяться не спешило, справа — алюминиевая проволока.

 

kasha_2_5

.

 

Третья фаза эксперимента.

 

Три пластины соединены прищепками. Центральная — над свечкой. Справа пластины зажаты просто так, а слева между ними проложена маленькая бумажка. Спросил у сына, где гвоздики быстрее отвалятся, Никита сказал, что слева, потому что там бумага, а она вспыхивает от малейшей искры — значит, теплопроводная сильно. Экспериментальная проверка всё расставила по своим местам.

 

Пояснил разницу между теплопроводностью и температурой воспламенения, привёл в пример пуховик, который хорошо сохраняет температуру и неплохо горит.

 

kasha_2_6

.

 

На этом эксперимент закончили и пошли на кухню. Спросил у сына, зачем на некоторых кастрюлях ручки пластиковые — он верно догадался.

 

А про металлические ручки сказал, что нужно использовать полотенце, причём лучше мокрое. Я предложил уточнить у мамы, предпочтёт ли она исползовать мокрое или сухое полотенце. Мама сказала, что исключительно сухое. Никита подумал и сам догадался, что мокрое, хоть и холоднее, но оно с водой, а вода проводит тепло лучше воздуха!



    Автор: Сергей Пархоменко, 6 июня 2013 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Психолог по образованию, консультант, бизнес-тренер. После рождения сына активно занялся «детской» темой. Сооснователь компании по производству настольных развивающих игр для детей «Банда умников».
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
    Задачки про пап

    Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?

    Три загадки про воздух

    В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.

    «Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.