Сергей Пархоменко – психолог-консультант, бизнес-тренер и отец мальчика Никиты. «Хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам!» — решил он и организовал для своего сына-дошкольника и нескольких его друзей небольшой домашний кружок. Математика, логика, физика, а заодно и развитие речи, моторики, немного рисования… Описания своих занятии и свой взгляд, каким должно быть обучение детей, он публикует в Живом журнале. Мы предлагаем отдельные фрагменты дневника «Домашнего кружка им. Пархоменко».
Используя весы, можно сделать очень простой, но показательный опыт, демонстрирующий закон Архимеда.
Нужно взять емкость с водой, поставить ее на весы, запомнить вес. Затем погрузить в воду, к примеру, кулак, не касаясь стенок и дна емкости – показания весов изменятся.
Затем можно взять что-то вроде камня на веревке (можно использовать стеклянную банку с водой) и проделать то же самое. Несмотря на то, что предмет не касается дня и стенок, вес все равно меняется.
Используя емкость с водой можно создать отличные гидравлические весы и поиграть в магазин. Эти весы можно использовать, даже когда дети еще не очень знакомы с единицами измерения. Впрочем, со временем, их можно усовершенствовать.
Итак, конструкция весов такая: в стакан (или обрезанная пластиковая бутылка) налито немного подкрашенной воды и вставлен второй стакан меньшего диаметра, который свободно в этой воде плавает. Когда во второй стакан мы кладем некий вес, он вытесняет соразмерное количество воды и уровень воды поднимается.
С одной стороны, мы плавно касаемся важных физических вещей (уровень воды, вытеснение, вес, единицы измерения веса). С другой стороны, для этого дела нужен математический аппарат. С третьей стороны, повышаем осведомлённость в плане торговых дел.
Сначала стоит просто показать, как вода вытесняется, просто надавив на второй стакан или положив туда что-нибудь. Понятно дело, дети тут же захотят попробовать и убедиться, что вода действительно вытесняется и что, чем больше чего-то насыпаешь в стакан, тем сильнее.
Затем можно приступать к построению шкалы. Возможно, идея шкалы для ребенка может оказаться не очевидной, тогда к ней придется подводить: обсудить, зачем нужны весы в магазине, зачем взвешивать разные виды товаров, как устанавливается поштучная цена и цена за вес и пр..
Если дети незнакомы с единицами измерения веса, можно использовать устройство для быстрого пересчета фасоли, гороха или стеклянных шариков. На отметках тогда будет 100, 200, 300 штук.
Шкалу можно сделать из бумажного скотча, и поставить на ней нулевую отметку. А вот что бы сделать другие отметки, удобно делать «образцовые» мешочки, в каждом из которых находится 100 фасолин. Последовательно нагружая их на весы, сделайте отметки на шкале.
Стоит отметить, что экспериментально-лабораторные работы, если давать детям экспериментировать всласть, могут занять неожиданно много времени. С позиции взрослого человека кажется, чего там делать-то: насыпал разок, увидел, как вытесняется, и всё. А дети проверяют, что будет с разным количеством, что будет, если вместо фасоли насыпать горох, положить фломастеры, шурупы, если воду подкрасить в другой цвет и т.д. и т.п. И это, конечно же, продуктивная активность для них.
Игрок, чья очередь делать ставку, выбирает какой-то предмет на свой вкус и пытается угадать его вес. Его версия записывается, а дальше все игроки по кругу делают то же самое. Затем предмет взвешивается (с помощью электронных кухонных или напольных весов — в зависимости оттого, какого размера предметы), а игрок, чья версия оказалась ближе всего, выигрывает раунд.
На уже разыгранные «лоты» можно клеить кусочки бумажного скотча с точным весом, чтобы использовать эти предметы для сравнения.
А для игрового интереса можно играть на «ставки», используя, например, в качестве фишек фасолины. Выдвигая свою версию, игрок ставит 3 фасовлины из 20. Весь куш забирает победитель раунда.
Взвешивать можно предметы от воздушных шариков и скрепок (2-3 г) до игрушечных грузовиков и банок с крупой.
Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?
В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.
«Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.