Сергей Пархоменко – психолог-консультант, бизнес-тренер и отец мальчика Никиты. «Хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам!» — решил он и организовал для своего сына-дошкольника и нескольких его друзей небольшой домашний кружок. Математика, логика, физика, а заодно и развитие речи, моторики, немного рисования… Описания своих занятии и свой взгляд, каким должно быть обучение детей, он публикует в Живом журнале. Мы предлагаем отдельные фрагменты дневника «Домашнего кружка им. Пархоменко».
Педагог и многодетная мама Ольга Оводова предложила как-то в своем блоге идею игры в чет-нечет: назначаем одну стену четной, другую – нечетной и бегаем к нужной стене в зависимости оттого, какую цифру назвали. Идея обучения «на бегу» оказалась очень продуктивной, и теперь чуть ли не на каждом занятии мы используем её вариации с числами, буквами, частями речи и пр.
Все предельно просто: на стены развешивается то, что изучается (цифры, буквы, слова, предложения, части речи и пр.), ведущий дает задание, а игрокам надо побежать и дотронуться до нужной бумажки. Кто замешкался, в того может прилететь «метеорит» — мягкая игрушка. Вот несколько вариантов для такой беготни.
Для начала буквы нужно написать. Я делал в уголке листа пометку, какая буква должна быть (иначе были бы не все буквы), а дети рисовали их крупно фломастерами.
Потом мебель убирается, а буквы развешиваются на стенах.
И начинается игра!
Сначала я называл слова, первую букву которых надо было найти, а потом стал давать задания, где нужно было проявить логику, например, «найди букву, с которой начинается какой-нибудь овощ и назови этот овощ».
Звучало это так:
Таким образом, сначала нужно было выполнить логическую операцию (из общего понятия выделить частное), потом идентифицировать букву, потом найти её на стенах среди других букв.
Такая игра понятна и посильна для детей – поэтому играют они на позитиве, в высоком темпе, а под конец дети сами могут выполнять роль ведущего, что-то загадывая.
На листах бумаги дети пишут любые слова. В зависимости от возраста и подготовки детей можно определить длину слова (например, не больше 5 букв). Возможно, кому-то из детей понадобится помощь в разбивке по буквам или подсказка сложных букв и сложных мест в слове.
Во время игры я не называл само слово, а намекал на него, например, «в нём можно жить» или «она ест лягушек» – детям нужно было догадаться и быстро найти слово.
Честно говоря, я не ожидал, что все дети уже так бегло, с первого взгляда могут распознавать слова. В следующие разы попробую слова подлиннее и напечатанные на принтере.
Сначала загадывал я, потом ребята сами. Они тоже называли не сами слова, а придумывали им какие-то определения, что само по себе отличное упражнение на логику.
Как водится, сначала нужно написать числа (от 1 до 10 или от 1 до 99 – в зависимости от подготовки ребят).
Детям неожиданно может понадобиться их не только написать, но еще и украсить.
Задания можно давать не только на нахождение того или иного числа (найти 44), но и более серьезные: сложение и вычитание двузначных чисел(найти, сколько будет 45 — 11), простое умножение, деление.
Начинаем с рисования схемы:
Розовое – девочки, голубое – мальчики, зелёное – любители футбола, красное – любители танцев. Все это – дети из одного класса.
На одну стену вешаем «да», а на другую – «нет».
Теперь детям надо подумать, верны ли следующие утверждения:
Можно рассуждать о любителях картошки, макарон, томатного соуса и салата и усложнять задания, например: «Среди любителей макарон есть те, что любит картошку и при этом томатный соус».
Дети без труда справляются с такими задачками. А вот на утверждение «Все любители салата любят шоколад», дети ответили по-разному. Кто-то решил что это верно, потому что шоколад любят все. А кто-то, что неверно, потому что салат – это здоровое питание, а шоколад – сладости. Разобрались, что на этой схеме недостаточно данных для ответа на вопрос.
Еще одна вариация «беготни» — определение рода слова.
Я быстренько объяснил, что бывают слова мужского и женского рода. Никто из детей не был в курсе этой классификации, даже удивились немного, что, действительно, предметы имеют признак «род» и по-разному из-за этого употребляются. Был прямо «момент прозрения»: а ведь действительно, предметы бывают «мальчики» и «девочки»!
Назначили одной стене женский, а другой – мужской род. Через несколько примеров стали определять прям сразу, влёт.
Стал подкидывать каверзные примеры, вроде «пёс», «собака», «волк», «питон», «змея», «кошка», «котёнок» – без проблем определили.
Сказал «пальто» – заметались, непонятно. Рассказал про средний род – играем дальше.
А они никак не устают, носятся! Ладно – переходим к «крабовому» варианту: теперь перемещаться надо на четвереньках.
Новая волна энтузиазма – но, наконец-то устали.
Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?
В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.
«Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.