Домашний кружок: Огонь в бутылке

Сергей Пархоменко – психолог-консультант, бизнес-тренер и отец мальчика Никиты. «Хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам!» — решил он и организовал для своего сына-дошкольника и нескольких его друзей небольшой домашний кружок. Математика, логика, физика, а заодно и развитие речи, моторики, немного рисования… Описания своих занятии и свой взгляд, каким должно быть обучение детей, он публикует в Живом журнале. Мы предлагаем отдельные фрагменты дневника «Домашнего кружка им. Пархоменко».
 

Залезть в бутылку

 

Этот классический эксперимент я несколько лет планировал и все не мог собраться провести по причинам психологического плана. Не то чтобы я в детстве голодал, но в все-таки тогда к еде воспитывалось весьма бережное отношение, и вот так вот изводить продукты – пусть даже в научных целях – у меня долго рука не поднималась.

Домашний кружок: огонь в бутылке

Итак, для эксперимента нужны:
— сваренные вкрутую яйца;
— стеклянная бутылка с горлышком, куда яйцо не прлезет;
— спички.

 

Лучше, чтобы дети максимум делали сами, так что сначала им надо почистить яйца.

Домашний кружок: огонь в бутылке

Затем необходимо распределить роли между участниками эксперимента, чтобы осуществить следующие действия:

 

1. По команде «Поджигай!» зажечь спичку и поджечь бумажку.
2. По команде «Кидай!» бросить горящую бумажку в бутылку.
3. По команде «Яйцо!» положить яйцо на горлышко бутылки.

Домашний кружок: огонь в бутылке

Домашний кружок: огонь в бутылке

Домашний кружок: огонь в бутылке

Дети блестяще справляются с этими задачами и получают результат, который может их сильно удивить.

Домашний кружок: огонь в бутылке

Через пару секунд бумажка в бутылке гаснет, а яйцо со звонким чпокающим звуком в один момент втягивается в бутылку. Оно должно войти в бутылку целиком, но если края горлышка слишком острые, то они могут срезать часть белка. Чтобы этого не произошло, можно смазать горлышко технической силиконовой смазкой.

 

Домашний кружок: огонь в бутылке

Спросил у детей о причинах произошедшего. Первыми у них возникли мысли про то, что от нагревания и охлаждения у яйца или бутылки могли измениться размеры. Я пояснил, что температурная деформация была незначительной, и предложил потрогать бутылку и остатки яйца, которые нисколько не успели нагреться.

 

Тогда они предположили, что как-то подействовал дым. Решили повторить опыт еще раз. Бумажку на этот раз использовали поменьше, чтобы процесс происходил медленнее и можно было его рассмотреть.

 

Повторили опыт еще три раза. Обсудили гипотезы. В итоге дети нашли истинную причину происходящего.

 

Для того чтобы разобраться, проведем еще один эксперимент.

 

Сухое из воды

 

В тарелку наливается немного воды (чтобы ее было лучше видно, ее можно предварительно подкрасить), в центр ставится и поджигается свеча. В воду кладем монету и предлагаем желающим достать моменту, не замочив пальцев.

Домашний кружок: огонь в бутылке

У ребят не получается.

 

Тогда накрываем свечу стаканом или банкой – свеча скоро гаснет, а вода всасывается под стакан, и тогда монету можно спокойно взять.

Домашний кружок: огонь в бутылке

После демонстрации эксперимента каждый ребенок сам повторил эксперимент раз, наверное, по десять.

Домашний кружок: огонь в бутылке

Мы обратили внимание, что больше всего воды засасывается в большую емкость. Дети предположили, что свеча сжигает под стаканом воздух, его становится меньше, и атмосферное давление выдавливает туда воду.

 

Тут стоит пояснить детям, что кислород, действительно, сжигается, но не исчезает бесследно, а превращается в углекислый и угарный газ. Рисуем схему и рассказываем о двух ключевых эффектах, показанных в эксперименте: воздух, нагретый свечей, при остывании сжимается; давление в стакане понижается – а окружающее атмосферное давление вталкивает воду в стакан.

Домашний кружок: огонь в бутылке

Чтобы продемонстрировать, что при нагревании практически все вещества расширяются, а при охлаждении – уменьшаются, можно провести несложные эксперименты с воздушным шариком: измерить его окружность, положить в морозилку, достать и измерить окружность еще раз – шарик станет меньше и мягче; залить в шарик немного воды, завязать и положить в микроволновку – вода, превратившись в пар, раздует шарик.

 

Синим пламенем

 

А вот чтобы наглядно продемонстрировать, как горит кислород, можно провести следующий эксперимент.

 

Понадобятся:
— немножко спирта;
— обычная пластиковая бутылка;
— длинная деревянная палочка;
— спички.

 

ВНИМАНИЕ!
Проводите этот опыт вдали от занавесок и других вещей, которые могут легко воспламениться!
Имейте под рукой то, чем будете тушить, если вдруг что-то пойдёт не так!
Контролируйте и инструктируйте детей!
Предварительно сами всё опробуйте!

 

Итак, на дно бутылки наливаем небольшое количество спирта.

Домашний кружок: огонь в бутылке

Немного его взбалтываем.

Домашний кружок: огонь в бутылке

 

И подносим горящую палочку… Пары спирта воспламеняются – по бутылке сверху вниз пробегает пламя.

Домашний кружок: огонь в бутылке

 

Реакция детей конечно: «Вау!!!» Это и правда очень впечатляет.

 

А если ещё раз поболтать и попытаться поджечь? Первый раз получается совсем небольшой всполох, а потом уже, как ни болтай, не горит. Почему?

 

В бутылке нет кислорода, а есть только углекислый газ. Продукты горения не спешат выветриваться – палочка внутри просто гаснет.

 

Если у вас есть еще бутылки, то можно перелить остатки спирта и дать детям попробовать провести эксперимент самим. Только тут нужен глаз да глаз: кто-то подойдет осторожно, а кто-то с полным восторгом без примеси страха. При таком энтузиазме лучше лишний раз напомнить правилах безопасности.

Домашний кружок: огонь в бутылке

Домашний кружок: огонь в бутылке

Домашний кружок: огонь в бутылке

***
Конечно, для ребят все эти эксперименты вряд ли складываются в целостное концептуальное видение, но пока и не обязательно ставить такую задачу. У детей появляются отрывочные, но подкрепленные практическим опытом представления о некоторых физических эффектах. Постепенно они будут все лучше и лучше понимать и объяснять причины происходящего на их глазах.

 

 



    Автор: Сергей Пархоменко, 24 октября 2014 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Психолог по образованию, консультант, бизнес-тренер. После рождения сына активно занялся «детской» темой. Сооснователь компании по производству настольных развивающих игр для детей «Банда умников».
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
    Задачки про пап

    Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?

    Три загадки про воздух

    В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.

    «Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.