Штандер-стоп наоборот и шпионские хитрости
Мы играли в «Штандер-стоп»*. Я так это назвал – не претендую на достоверность правил.
Мы чертили круг, участники вставали в него. Водящий подбрасывал мяч и бежал куда подальше со всех ног. Когда кто-то ловил мяч (в воздухе или на земле), он кричал «штандер-стоп!» – и убегающий останавливался.
Тот, кто поймал мяч, называет, сколько шагов, по его мнению, до водящего, после чего проверяет это. Если, сделав нужное количество шагов, он может коснуться его – теперь он становится водящим.
Сначала у нас в игре были только обычные шаги, потом мы ввели гигантские, обычные и лилипутики.
Еще одна наша игра – усложнённая модификация «Сколько шагов до кошки»**, правила которой я почерпнул у педагога Жени Кац.
Ведущий остаётся на месте, а другой игрок занимает любое место в границах оговоренной территории (я отчертил шагов двадцать). Ведущий называет количество шагов, на котором, по его мнению, от него находится игрок. После этого ведущему завязываются глаза, и он начинает отсчитывать шаги.
Отсчитав шаги, ведущий снимает повязку – если он не может дотянуться рукой до игрока, то он должен отсчитать «штрафные» шаги до него.
Например, Никита оценил количество шагов до Маруси в 18, сделал их с завязанными глазами, снял повязку – обнаружил, что дотянуться не может. Чтобы добраться до Маруси ему приходится сделать 4 штрафных шага — значит, он получает 18 – 4 = 14 очков.
Так как «штрафные» шаги отнимаются от названного числа, штрафные шаги дети старались делать пошире.
Во время игры бывали разные забавные ситуации.
Например, игрок уходил не в ту сторону:
Или называл такое количество шагов, как будто он великан.
А потом я показал одну шпионскую хитрость для оценки расстояний в виде импровизированного дальномера, нарисованного прямо на руке.
Нужно сначала отмерить нужные расстояния (в нашем случае шагами), поставить человека и сделать соответствующие отметки на руке. После этого можно прикинуть расстояние до этого человека, когда он находится в произвольном месте.
Числовой Твистер дома и на улице
Какой ребёнок не любит кучи-малы?.. А значит, детям нравится игра Твистер***.
Числовой твистер легко сделать из детского коврика и наклеек.
Я называю число от 10 до 20, а игрокам нужно коснуться таких квадратов, чтобы сумма чисел в них соответствовала заданию.
Сперва я использовал в нашей игре только цифры от 2 до 6. В конце я добавил на игровое поле цифры 7 и 8, и стал давать усложнённые инструкции вроде «коснуться надо трёх чисел» или «нельзя касаться пятёрки».
Поле для числового твистера можно начертить и мелками на асфальте.
Правила на этот раз были модифицированы: ведущий называл числа от 1 до 20, игроки должны были совместно «набрать» это число и при этом касаться друг друга. Ведущий мог сам занимать какие-то числа для того, чтобы помешать игрокам выполнить задание. Если ему это удавалось, то водить должен быть кто-то из игроков.
В такой игровой форме ребята показали удивительную лёгкость в устном счёте.
Кидательное умножение
Рисуются три круга один в другом и в них ставятся цифры от 1 до 3, и четыре черты на разном расстоянии от кругов.
Игрок кидает четыре монеты: одну – из-за ближней черты, вторую – из-за следующей, и так до четвёртой. Если монета попадает в круги с числами 1, 2 и 3 — игрок получает соответствующее количество очков. При этом это количество очков умножается на номер черты, из-за которой делался бросок. Если из-за дальней черты (4) попасть в центральный круг (3) – игрок получает 12 очков.
Первые броски игрок делает ведущей рукой, а вот когда до него доходит очередь во второй раз, кидать нужно уже не ведущей рукой, в третий раз – стоя спиной и через голову, в четвёртый – между ног, пятый раз – стоя спиной через бок, шестой – кинуть все монеты разом из-за четвёртой черты.
Естественно, игра была придумана ради подсчета очков с использованием умножения и действий с двузначными числами. Записи вели тут же на асфальте.
Примечания:
*Штандер-стоп – подвижная игра с мячом. Водящий подбрасывает мяч и называет игрока, который должен поймать мяч. Если он поймал, то становится водящим. Если нет – то игроки разбегаются, и когда водящий крикнет «Штандер!» («Стоп!»), они встают на месте, а водящий должен «осалить» кого-то из них мячом.
**Сколько шагов до кошки – игрокам предлагается угадать расстояние в шагах до объекта, а затем проверить свое предположение.
***Твистер – игроки по указанию ведущего должны занимать рукой или ногой кружок определенного цвета на игровом поле.
Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?
В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.
«Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.