Домашний кружок: проложить пути и разложить ковры

Сергей Пархоменко – психолог-консультант, бизнес-тренер и отец мальчика Никиты. «Хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам!» — решил он и организовал для своего сына-дошкольника и нескольких его друзей небольшой домашний кружок. Математика, логика, физика, а заодно и развитие речи, моторики, немного рисования… Описания своих занятии и свой взгляд, каким должно быть обучение детей, он публикует в Живом журнале. Мы предлагаем отдельные фрагменты дневника «Домашнего кружка им. Пархоменко».

 

Итак, осваиваем пространство. Пока на бумаге. Но когда-то все эти навыки пригодятся не только для решения больших инженерно-строительных задач, а для того чтобы, например, расставить мебель, красиво рассадить цветы на клумбе, да и просто по жизни.

 

Построить улицу

 

Эта игра помогает развивать тактическое мышление и осваиваться на координатной плоскости.

 

Ведется она на поле 6х6 – по сути, стандартной координатной плоскости. Игроки поочередно бросают две кости и ставят домики на выпавшие координаты. Причем, если выпало, к примеру, 3 и 4, то он сам выбирает, ставить ли ему на 3 по горизонтали и 4 по вертикали или наоборот. Если выпавшие места заняты, можно бросить еще раз.

 

Побеждает тот, кто первый построит из четырех домиков «улицу» – ряд по вертикали, горизонтали или диагонали.

ulica

Проложить путь к колодцу

 

Предложите детям решить топологические задачи про дома, дороги и колодцы:

 

— Есть два дома, около них есть три колодца. Можно ли протоптать тропинки от каждого дома к каждому колодцу так, чтобы они не пересекались?
— Четыре дома и два колодца?
— Три дома и три колодца?

kolodcy

Детям, избалованным стандартными заданиями, которые всегда имеют решения, может быть трудно смириться с тем, что задачи, которые они привыкли считать легкими (то есть где карандашом нужно путь в лабиринте провести, или соединить одинаковые предметы линиями и пр.) в данном случае не всегда имеют решение. Это вызывает здоровую озадаченность.

 

Соорудить мосты

 

«Мосты и острова» – это логическая головоломка, в которой нужно соединить острова вертикальными и горизонтальными линиями по определенным правилам:

 

— Числа в кружках-островах означают количество мостов у данного острова.
— Между любыми двумя островами не может быть более двух мостов.
— Мосты не могут пересекаться.
— Острова должны быть соединены так, чтобы с любого острова можно было попасть на любой другой.

most_4

Можно самим подготовить кучу заданий – от самых простых до самых сложных. А можно, если в играет несколько детей, вместе с детьми составлять задания.

 

1. Рисуем острова, учитывая правила игры.

most_1

2. Раскладываем мосты (спички или зубочистки).

most_2

3. Считаем, сколько мостов примыкают к каждому острову, и вписываем числа в кружки. На этом этапе часто возникают ошибки – считать нужно внимательно.

most_3

4. Убираем мосты – и вот готовая головоломка, которую можно предложить решить кому-то из других участников!

most_5

Таким образом можно сделать целую супермегаголоволомку и дать ее разгадать кому-то из взрослых.

most_6

Разложить ковры

 

«Головоломки короля Квадратуса» заключаются в том, что нужно на поле с числами «разложить» прямоугольные ковры так, чтобы размер ковра по количеству клеток совпадал с числом, на котором ковер лежит. Только прежде чем давать задание, разумеется, надо рассказать сказку про этого самого короля и моль или бал, которые заставили короля вынести ковры из залов. Мол, жил-был король, который любил геометрию и велел все залы своего дворца застелить прямоугольными коврами, а чтобы не было путаницы, под каждым записать его размер в клетках, да только это мало помогло, потому что после того как ковры вынесли на улицу, разложить их по местам оказалось не так-то просто. По правилам игры все ковры прямоугольные и ни один не должен лежать поверх другого.

kovry_1

Начинать можно с самых простых головоломок – 5х5, потом переходить к 6х6 и 7х7. Шаблоны можно скачать здесь.

kovry_2

Удивительно, как дети спокойно сидят и решают что-то, когда им интересно!

kovry_3kovry_4

Следующим этапом может быть самостоятельное создание таких головоломок. Делать их можно по-разному. Проще всего карандашом начертить ковры, потом в них расставить числа, потом сами ковры стереть. Но можно и мысленно «раскладывать» ковры, расставляя числа.

kovry_5kovry_6

Ребята, кстати, могу сами добавить в головоломки коварства, рисуя «комнаты» с непрямоугольным общим контуром или «раскладывая» ковры с большими числами.

kovry_7 kovry_8

В общем, если родителям придется потом разгадывать эти головоломки, то придется помучиться!



    Автор: Сергей Пархоменко, 19 мая 2015 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Психолог по образованию, консультант, бизнес-тренер. После рождения сына активно занялся «детской» темой. Сооснователь компании по производству настольных развивающих игр для детей «Банда умников».
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
    Задачки про пап

    Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?

    Три загадки про воздух

    В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.

    «Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.