Несколько лет назад я обнаружил, что у меня, как и у большинства окончивших школу лиц, весьма неопределённо-неадекватные представления о соотношениях размеров объектов Солнечной системы и расстояний между ними. Со школы в голове осталась примерно такая картинка:
Возможно, в силу таких неопределённых астрономических представлений и наблюдается такая популярность астрологии: идея о том, что звёзды и планеты воздействуют на судьбы людей, находит пугающе много поклонников.
Ну да ладно, ближе к теме: можно вместе с детьми попытаться хоть как-то представить себе непомерные для человеческого сознания космические расстояния и размеры. А заодно попрактиковаться в использовании измерительных инструментов, измерениях и построениях на плоскости.
Для начала с помощью меры из реек и шнура нужно начертить нашу Землю – радиусом 7,5 метров.
Нарисовать огромный круг заданного размера с использованием инструментов — уже само по себе значимое и полезное дело, но делается оно не просто так. Теперь нужны какие-то ориентиры, чтобы вообразить размеры планеты.
Если попросить детей предположить, какого размера будет их родной город на планете размером с нарисованный круг, то они могут предложить как довольно большие (синий круг на фото), так и совсем маленькие (с точку) величины. На самом деле, в таком масштабе, например, Питер был бы диаметром около 3 см.
Следующий вопрос: а какого размера будет самая высокая гора планеты — Эверест, не вершине которого невозможно дышать без кислородного баллона? В этом масштабе — около 1 см.
Если бы Земля и Луна были по размеру как воздушные шарики, один из которых надут больше, у другой – меньше (как на фото), то каким было бы расстояние? Примерно вытянутой руки? Или чуть больше?
В реальных пропорциях расстояние было бы 4 метра, как на фото, на котором, правда, условная Земля уже уничтожена.
На этот раз нужно нарисовать окружность радиусом 14 метров! Достаточно, впрочем, общими усилиями нарисовать достаточную для наглядности часть окружности, и можно переходить к планетам.
Относительно гигантского Солнца планеты земной группы были просто крошечными:
Переходим к планетам-гигантам — Юпитер уже радиусом 140 см.
**Теперь неплохо бы устроить для детей небольшую веселую разминку — игру в «Акулу-Каракулу»: ведущий называет планету, и ловит тех, кто не успел на ней спрятаться.
На следующей площадке можно изобразить в натуральном масштабе расстояние между планетами. (Кстати, может, кто-то из детей и сам скажет, что, когда планеты становятся в ряд, это называется «парад планет»).
С помощью меры отсчитывает от условного положения Солнца:
1 метра до Меркурия,
2 метра до Венеры,
3 метра до Земли,
4,5 до Марса,
15 метров до Юпитера,
28 метров до Сатурна,
58 метров до Урана,
а на 90 метров до Нептуна места может уже и не хватить…
Итак, отмеряем расстояния, ставим крестики, подписываем, а теперь начинаем высчитывать размеры небесных тел. Если расстояние между Землей и Солнцем – 3 метра, а до Нептуна – 90, то какого размера было бы Солнце? Варианты могут быть разными.
А в реальных пропорциях — это было бы 28 мм, что я и можно показать на шарике пластилина.
Этот шарик кладем на точку «Солнце», и просим детей помочь разложить остальные пластилиновые планеты.
Меркурий, Венера и Марс, например, по 0,2 мм диаметром.
А вот планета-гигант Сатурн диаметром 2,5 мм (которая в 28 метрах от Солнца в нашей модели).
Земля — 0,3 мм.
Последний вопрос может быть такой: а если бы Солнечная система была такого размера, как наша модель, то каково было бы расстояние до ближайшей от Солнца звезды — Проксима Центавра?
Ваши варианты, дамы и господа?
Подсказка:
.йовксоМ и могрубретеП-ткнаС уджем еиняотссар меч ,ешьлоб ежад отч ,мк тосьмесов в онремирп ииняотссар ан ыб алыб арватнеЦ амискорП
Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?
В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.
«Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.