Одна из основных претензий к программе начальной школы – это обучение слитному письму «любой ценой». Возникает ощущение, что первый этап школьного плана состоит в том, чтобы напрочь отбить у людей желание что-либо писать вообще.
Работа с прописями требует более длительной концентрации внимания, более жёсткого волевого контроля за мельчайшими движениями, чем было бы оптимально для психики большинства первоклассников. Такая нагрузка не развивает внимание и концентрацию, а, скорее, истощает их — ребёнок попросту выматывается.
При этом обучение письму беспощадно с точки зрения мотивации: для большинства детей работа с прописями не только утомительна, но субъективно бессмысленна – они в жизни не стали бы делать её по собственной воле. Исписанная ровными закорючками стандартная страничка прописей не создаёт ощущения сколько-нибудь радующего результата. Работа с прописями похожа, скорее, на наказание.
С точки зрения развития мелкой моторики, развития глазодвигательной координации, устойчивости и концентрации внимания, обучение слитному письму проигрывает по эффективности всем художественным видам деятельности — от рисования до плетения из бисера.
В общем, для ученика вся эта история — классический «сизифов труд»: процесс выматывает, результаты не мотивируют. Возникает резонный вопрос: ради чего же нужно прямо вот с первого класса так издеваться над детьми?
В России пока сохранился прочный стереотип, что, мол, образованный человек всенепременно должен уметь слитно писать, но надобности в этом умении примерно столько же, как в умении танцевать мазурку или говорить на латыни. Мое личное мнение – слитное письмо потеряло актуальность и для повседневной жизни, и для работы. Кажется, только от врачей за последние годы я получал рукописные документы — но им, пожалуй, напротив, нужно запретить слитную скоропись. Сильнее всего за слитное письмо цепляется система образования — но и здесь писать от руки приходится всё меньше и меньше.
И все-таки в рамках занятий кружка я ищу различные варианты, как знакомить детей со слитным рукописным письмом так, чтобы это было интересно.
На одном из занятий мы играли в чистописательную игру «Марсианский алфавит». Я показывал детям какую-то «марсианскую» букву (с «марсианским» названием вроде «слоновья тэ» или «орбиталка»), а потом прятал образец. Ребятам нужно было по памяти воспроизвести букву.
Получилось довольно весело и полезно. Идея была, во-первых, в тренировке восприимчивости памяти именно к «закорючкам-крючочкам», а во-вторых, элементы «марсианских» букв очень напоминают обычные русские.
«Гонки»
Для начала я настроил детей на «гоночный» лад, задавая им вопросы: «сколько педалей у автомобиля?» или «какие виды гонок бывают?» и т.д.
Потом я показал нарисованные гоночные треки, объяснил идею, и мы попробовали их проходить их пальцем. Ребята сразу включились в игру, стали издавать автомобильно-гоночные звуки.
Потом мы перешли к предварительным карандашным, а потом основным ручковым заездам: задача состоит в том, чтобы пройти трассу как можно быстрее, не вылетая за границы.
Как выяснилось, в этом упражнении у левшей есть преимущество: при движении слева направо (а по правилам гонок это было обязательное направление), если держишь карандаш левой, то лучше видишь трассу, не перекрываешь её рукой.
Дети при заездах пытались считать время прохождения трассы, поэтому я предложил сделать несколько заездов на время по секундомеру.
А потом все захотели нарисовать собственные трассы. По ним тоже немного «погоняли».
Вот такими гонками ребята с удовольствием занимались почти целый час без перерыва.
Мы решили научиться подписывать документы.
Для начала обсудили, что такое подпись и зачем она нужна. Я показал подписи на банковских картах, на договорах. Ребята рассказали, что подписывают иногда свои рисунки, но – печатными буквами. Я предложил научиться расписываться по-взрослому: писать рукописно свои инициалы, чем мы и занимались минут тридцать.
Сперва мы посмотрели на плакате, как выглядят буквы инициалов каждого из ребят, и на доске я показал, как их писать.
Потом перешли к тренировке, чтобы научиться делать подпись быстро и красиво.
Для начала я показал, какой интересный эффект получается, если одну и ту же надпись начертить по очереди ручками разных цветов. С Никитой мы сделали «трассу для гонок» в виде его имени. По ней как будто бы проезжают разные автомобили, и каждый оставляет свой след. И мы обсуждали, как нужно проходить тот или иной поворот или участок этой «трассы».
Я написал образец карандашом — Никита стал осваивать «трассу» разными цветами. Для красоты, он решил проводить линии не одну поверх другой, а с небольшим отступом. Затем он еще пару раз скопировал надпись и обводил ее разными цветами.
Возникали и некоторые сложности. Так, например, у буквы «и» при слитном написании сначала не хватало одного изгиба. Но после нескольких повторений и обсуждения нужный изгиб появился.
Сын занимался такой каллиграфией минут 30-40.
После занятия, на котором мы учились писать инициалы, Никита стал с гордостью подписывать таким образом все подряд. Думаю, и написание своего имени он отработает таким естественным путем.
Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?
В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.
«Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.