Сергей Пархоменко – психолог-консультант, бизнес-тренер и отец мальчика Никиты. «Хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам!» — решил он и организовал для своего сына-дошкольника и нескольких его друзей небольшой домашний кружок. Математика, логика, физика, а заодно и развитие речи, моторики, немного рисования… Описания своих занятии и свой взгляд, каким должно быть обучение детей, он публикует в Живом журнале. Мы предлагаем отдельные фрагменты дневника «Домашнего кружка им. Пархоменко».
Цветовое судоку
( Идея Натальи Чистоклетовой)
Всё просто: часть цветов напечатана на листе, а часть нужно расставить – по правилам судоку: то есть внутри столбца и внутри строки цвета не должны повторяться. Чтобы расставлять цвета мы использовали цветные деревянные кубики.
Если для ребят это оказывается довольно простым делом, то можно добавить элемент квеста. Разложите задания «по этапам» в разных местах квартиры, чтобы нужно было носить кубики и стараться пройти трассу первым.
Кроссвордеры
Суть игры «кроссвордеры» такая: игроки, каждый на своём листе, пишут любое слово и меняются листами, пишут уже на чужом – другое слово, которое бы пересекало первое, и снова меняются, и так далее. Задача – подбирать такие слова, которые давали бы больше одного пересечения с другими, за это игроки получают призовые очки.
Кто-то из детей может писать «нормальные» слова, а кто-то будет пытаться щегольнуть своей эрудицией.
Возможно, потому, что в этой игре написание действительно имеет значение и над ним есть смысл думать, дети делают удивительно маленькое количество ошибок!
Анаграммы из конструктора
На блоки конструктора типа «LEGO» нужно налепить скотч на бумажной основе, чтобы можно было писать буквы. Задание детям – написать слово («ледокол», «дельфин»), разобрать блоки и передать другому, чтобы тот угадывал и складывал это слово.
Возможно, детям придется давать друг другу подсказки.
«Знакомство по анкетам»
Я сделал несколько вариантов анкет с разными вопросами — мы провели несколько раундов этой игры (анкеты можно скачать здесь).
Каждый заполняет анкету, потом взрослый ведущий читает ответы, а детям нужно угадать, о ком идет речь. При этом автор ответов делает вид, что это все не про него.
Даже если читать и писать для детей пока не самое легкое дело, если игра им понравится, они будут пыхтеть-стараться.
В нашем случае меня ждало удивление от невообразимых ошибок написания. Я не мог даже предположить, что, к примеру, «зелёный» можно написать как «сеёный»…
Сборные предложения
Ведущий говорит вопрос, на который должно отвечать слово (какой? кто? где? что делает? как?). Участники пишут его, заворачивают бумажку так, чтобы не было видно, и передают бумажки по часовой стрелке друг другу. Ведущий задает следующий вопрос.
Потом нужно развернуть бумажки и по очереди прочитать вслух.
В этой игре не только тренируются умения читать и писать, но и есть возможность подступиться к теме частей речи.
Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?
В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.
«Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.