Готовимся к школе: кто, когда, как?

Вопросы, кто, когда и как сможет правильно подготовить ребенка к школе, возникают у многих родителей задолго до того, как малыш отправится в первый класс. На самые распространенные вопросы о подготовке к школе отвечает психолог Марина Шмакова.

photosight.ru. Фото: Марина Устюгова

photosight.ru. Фото: Марина Устюгова

1. Кто должен готовить ребенка к школе?

 

Часто родители говорят, что им некогда готовить ребенка к школе, и детского сада вполне достаточно. Но сегодня детский сад не ставит перед собой задачи воспитательного и обучающего характера. В плане социализации проводится общая для всех детей работа: как вести себя в группе, как общаться друг с другом, с воспитателем, остальное для воспитателя – присмотр за ребенком (питание, сон, прогулка). Развивающие занятия предлагаются за деньги.

 

Другие родители долго выбирают школу и учителя, в надежде, что к его чаду там проявят особое внимание, особенно, когда приводят ребенка в класс к учителю, у которого учились сами: «Уж она точно научит!» Но программа современной школы не предполагает постоянного (индивидуального) внимания к ученикам. Все на общих основаниях. Не понял объяснение учителя – это проблема не учителя, а ученика и его родителей.

 

Так что же делать родителям? Учить ребенка алфавиту, письму и математике – то есть готовить ребенка к школе самим!

 

2. Когда начинать готовить ребенка к школе?

 

Начинать развивать ребенка и готовить его к школе надо с первых дней его жизни и ежедневно, шаг за шагом обучать его всему понемногу. Как говорят педагоги: «Запустить процесс обучения».

 

Критерии развития ребенка общеизвестны. В раннем возрасте дети быстро понимают и все запоминают, главное – не лениться говорить и показывать. В игре, на прогулке и в общении у ребенка обогащается его словарный запас, увеличиваются знания об окружающем мире, в котором он живет, развиваются разнообразные эмоции, мышление, мелкая и кинетическая моторика.

 

Чем больше он узнает от нас об окружающем мире до года и после, тем легче ему будет потом заполнять свою память другими действиями и навыками. Объем памяти человека формируется с рождения, но для этого память надо тренировать. Сначала запоминается самое простое: близкие родные, предметы быта, еда, одежда, затем действия, манипуляции, игры, в которых используются навыки и умения. Казалось бы, элементарные вещи, но все это тоже является процессом подготовки к школе.

 

3. Чему нужно научить ребенка к школе?

 

Кто-то скажет: «Научу ребенка читать, считать – будет готов к школе!» Но главное в дошкольном возрасте – научить ребенка мыслить.

 

Часто научить ребенка простой математике несложно, а вот с письмом и с речью у многих детей проблемы. Когда ребенок выводит своей рукой буквы, он должен одновременно с этим движением читать то, что пишет и представлять образ слова. А это сложный мыслительный процесс. Гений русской словесности, поэт А.С. Пушкин, основатель русского литературного языка, говорил: «Сначала мысль, затем слово и только потом текст».

 

Для того чтобы в школе справляться с русским языком, ребенку необходимо много читать и пересказывать. Кроме того, ребенка нужно ежедневно учить правильно говорить: четко проговаривать слова, «не съедать» окончания слов, помогать в построении предложения, не стесняться поправлять его речь.

 

Родителям надо знать, что развитие речи ребенка зависит от его физического, музыкального и интеллектуального развития. Все эти направления должны осуществляться ежедневно, тогда ребенок развивается гармонично и естественно и постепенно готовится к школе.

 

4. Как готовить ребенка к школе?

 

Многие родители в недоумении: «Как учить и готовить к школе, если ребенок не слушает и плохо запоминает? Мы ведь не педагоги!» Для своего любимого дитя можно стать и педагогом. Не надо этого бояться. Рекомендации и пособия можно найти как в Интернете, так и на полках книжных магазинов.

 

Также можно отвести ребенка на платные подготовительные занятия, но, заплатив деньги, не считать, что теперь вся ответственность по подготовке к школе с родителей снята. Нужно интересоваться, что дети узнают на занятиях, все ли у них получается, при необходимости помочь и объяснить самим.

 

5. На что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

 

Еще на этапе подготовки к школе групповые занятия, общение с няней-педагогом, которую наняли родители для ребенка, или даже занятия с родителями могут стать стрессом для ребенка. А значит, у ребенка повышается тревога, вследствие чего ухудшается память, внимание, воображение. Психическое напряжение препятствует усвоению знаний, и подготовка к школе теряет свою эффективность.

 

Необходимо следить, чтобы малыш был спокоен и не переутомлен. Только спокойный и радостный малыш может стать материалом, как глина, мягким, податливым, готовым к обучению и развитию.

 

 



    Автор: Марина Шмакова, 20 августа 2015 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Детский психолог. Руководитель калужского литературного клуба «Пушкинист». Автор рассказов и сказок для детей.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Директор школы о том, как выглядит образовательный процесс изнутри.

    Многие родители сегодня критически смотрят на школьную систему образования, и в том числе недовольны системой школьного оценивания. Но на самом деле, при правильном к ним отношении школьные оценки важны и нужны не только учителям, но и детям. Зачем?

    История, по мнению россиян, входит в пятерку самых важных школьных предметов. И в то же время, именно она вызывает множество дискуссий, споров и даже конфликтов.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.