У многих гжель ассоциируется с сервантом в бабушкиной гостиной, увлечениями домохозяек или второпях купленными недорогими подарочками на память. Сегодня, когда прилавки наводнены разноцветной яркой сувениркой, среди которой есть и глиняные фигурки в расплывчатых синих и голубых пятнах, многие уже и забыли, что такое настоящая гжель. Тонко и детально вылепленные, аккуратно расписанные изящными узорами фигурки делают мастера из подмосковного села, которое так и называется – Гжель. А увлекаются этим древним промыслом – и как коллекционеры, и как мастера – часто мужчины, главы семейств, отцы.
Житель одного из сел неподалеку от Гжели уже много лет собирает керамические фигурки и надеется попасть в книгу рекордов Гиннесса (заявка находится на рассмотрении). Всё ж таки его коллекция – крупнейшая в мире, в ней почти две тысячи экземпляров.
А началось все с того, что Сергей Валентинович в «лихие девяностые» пришел работать на гжельском производстве. Тогда-то он и познакомился с «Дедом», как его называли, художником-самородком Геннадием Васильевичем Денисовым (1928-2005). Сегодня за работами этого потомственного керамиста, лауреата Государственной премии России в области искусства и литературы, мастера-художника высшего класса коллекционеры охотятся, а тогда он мог легко подарить слепленную им фигурку. Вскоре у Малкина набралось более пятидесяти Дедовых скульптур.
Так и начал втягиваться, а вскоре заинтересовался работами других мастеров мелкой пластики. Но серьезное увлечение, как говорит сам коллекционер-рекордсмен, началось позднее…
Позднее – это когда вышел за выслугу лет на пенсию из Раменского УВД и переехал из квартиры в частный дом. Освободилось время для личных дел. Желание Сергея Валентиновича серьёзно заняться мелкой гжельской скульптурой поддержала его жена Наталия Егоровна. Зять Артём взялся за решение технических вопросов – ведь нужна целая система полок, где экспонаты будут храниться по именам авторов и темам!
Теперь коллекционированием Малкины занимаются всей большой семьёй, как шутит Сергей Валентинович, «тройками»: он с женой и тёщей, дочь с зятем и внуком и сын со снохой и внучкой. Кстати, и среди мастеров немало супружеских пар (в этом случае часто бывает так: муж творит фигурку, а жена сочиняет роспись).
Что интересно – внуки Сергея Валентиновича дружат с внуками его друзей по коллекционированию. Дети растут в мире оригинальных увлечений старших и понимают, что коллекционирование – не причуда, а экспонаты – не игрушки.
Коллекционеры – не замкнутые накопители чего-либо, а очень открытые люди. Сергей Малкин организовывает слёты коллекционеров со всей России, а молодые мастера, бывает, даже приходят к нему за советом, в каком направлении лучше работать. Кстати, вот одна из причин, почему Сергей Валентинович ценит гжель: это всегда актуальная ручная работа, с помощью которой можно запечатлеть современность.
Промысел существует много веков. Умельцы придерживаются традиций, но также – расширяют ассортимент, шагая в ногу со временем. Нынешние гжельские скульптурки – это не только птицы, звери и бытовые сценки. Среди авторской коллекционной мелкой пластики сейчас можно увидеть спортсменов и космонавтов, персонажей мультиков и литературных героев, мини-варианты туфель и ботинок, нефтяные платформы и ракеты, мобильные телефоны и компьютеры, точные копии мотоциклов, автомобилей и конкретных моделей вертолетов и самолетов.
Стоят эти сувениры, конечно, в несколько раз дороже, чем китайские статуэтки с лотков, – процесс изготовления настоящей гжели непрост. Но настоящая гжель и не может быть дешевой, говорит специалист.
Среди тех, чьи произведения есть в обширной коллекции Сергея Валентиновича Малкина, – супружеская пара Зотовых.
Вячеслав – учредитель и генеральный директор «Галереи керамики Зотовых», а главное – талантливый модельщик, то есть мастер, доводящий до совершенства пластилиновую модель будущего изделия и на ее основе вырезающий из глыбы гипса окончательную форму.
Что заставило бывшего десантника, побывавшего в горячих точках, заняться глиняными статуэтками? Зачем этот спортсмен под два метра ростом принимает причудливые позы у станка, принцип работы которого напоминает гончарный круг, пытаясь вырезать идеальное донышко чашки?
Ну, во-первых, это семейное. Родители Вячеслава – Владимир Александрович и Лидия Михайловна – выпускники Абрамцевского художественного училища, потомственные керамисты, педагоги, много лет проработавшие в Гжели. Благодаря им Вячеслав с детства рисовал. А в какой-то момент он занялся развитием фирмы и вывел семейной бизнес на новый уровень. Это был период крупных проектов по всей России – мозаичных бассейнов, каминов, изразцовых иконостасов.
А во-вторых, это любовь. Любовь к творчеству и жене Виктории.
Они познакомились в Гжели: Виктория училась на мастера художественной керамики в здешнем колледже. К слову сказать, Вика младше супруга на 17 лет, и брак с ней стал для Вячеслава четвертым по счету – и самым крепким. Их старшему сыну тринадцать лет, а дочке – три с половиной. Сейчас мастер говорит, что до встречи с Викторией жил «на черновик», наступая на одни и те же грабли. Супругов объединило общее увлечение гжелью.
Виктория стала начальником производства. Ее второй декретный отпуск совпал с экономическим кризисом в стране: дорогих заказов стало намного меньше. Вячеслав был готов впасть в отчаяние: как обеспечить увеличившуюся семью? Однако недаром говорят, что у женщин вместе с ребенком появляются и новые творческие идеи: проведя анализ рынка, Вика решила, что всегда будут востребованы милые мелочи – кружки, пасхальные яйца, статуэтки, магнитики… – как сувенир из поездки, в коллекцию, в подарок. Эти уютные штучки оказались действительно нужны людям.
Супруги Зотовы практически все делают вместе: Виктория больше как организатор, Вячеслав, как называет его жена, изобретатель. Он придумывает новые детали, чтобы сделать изделия лучше и интереснее: «Как ты это сделал?» – «Приснилось!». И до сих пор муж и жена могут не спать всю ночь, обсуждая новые модели.
В семейном деле участвуют и дети: сын уже помогает с сортировкой и отправкой товара, а дочка, как и положено в ее возрасте, потихоньку учится лепить.
Чтобы понять, твое это или не твое – надо попробовать. Поближе познакомиться с гжельским промыслом можно побывав на экскурсии по производству ЗАО «Объединение Гжель». Здесь вы пройдете весь путь сотворения глинного шедевра – от придумки сюжета до заключительного этапа обжига, а также сможете попробовать создать свою авторскую работу.
Даже если вы не начнете сами лепить и расписывать или же собирать гжельские фигурки, вы отлично проведете время с детьми. Уж им-то творить и разглядывать необычные бело-синие скульптурки понравится наверняка!
Контакты: gzhel.ru, 8-499-553-83-83 (многоканальный).
В качестве небольшого рождественского подарка публикуем рассказ Дарьи Новаковой из сборника «Рождественский ковчег».
У Алексея Коровина есть обучающий курс о том, как стать топ-менеджером, а в этой книге он ставит перед читателем совсем другие вопросы.
В России нет всеобщего Дня отца, а отмечать его в России одними из первых начали череповчане. Там же, в Череповце, было написано несколько песен, посвященных папам.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.