«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет»

«У меня три основных работы — две из них гитарные, одна – в храме», — говорит преподаватель игры на гитаре, музыкант и алтарник из Великого Новгорода Дмитрий Коновалов. И детей у него тоже трое – сын Иван и дочери Арсения и Анастасия. Когда-то он сочинял свои собственные песни – честные, искренние, вдумчивые – о том, что казалось ему важным. Сегодня своими песнями заниматься некогда, но, даже став многодетным отцом, Дмитрий сохранил открытость и вдумчивость. «Опыт дает спокойствие», — говорит он и рассказывает о том, как справляется с тремя работами, тремя детьми и тягой к творчеству.

 

Дмитрий Коновалов, музыкант, преподаватель игры на гитаре, алтарник, многодетный отец

Ребенок – это тоже радость творчества

 

— У тебя уже трое детей. Ты привык?

 

— Да. Я как раз в ритме сейчас, без них уже не то. Ритм жизни совсем другой. Когда ты один, не знаешь, куда себя деть. Как будто есть какая-то внутренняя энергия, которую некуда девать. Например, они вместе с мамой уезжают к бабушке в Псков, я дома один остаюсь — получается, я тухну дома. То есть, с одной стороны, вроде как отдых, с другой стороны, в этом есть какое-то напряжение.

 

— Когда ты узнал, что у тебя будет первый ребёнок, что ты почувствовал? Обрадовался, испугался?

 

— Я обрадовался, мы ведь этого ждали. И в этом есть какая-то радость творчества — это твой ребёнок, ты будешь его воспитывать… Я же смотрел на это сквозь розовые очки.

 

— А теперь как смотришь?

 

— Немножко по-другому смотрю. Когда мы ждали Ваню, я думал, что родится «маленький я», что он будет весь такой на меня похожий, у нас будет общий язык, и мы будем друг друга хорошо понимать. На самом же деле мы с сыном очень-очень разные и очень много у нас недопониманий. То есть получилось наоборот.

 

Теперь я от детей такого не жду, понимаю, что это самостоятельные личности, которым я должен… Хорошая формулировка: «Ты должен помочь человеку стать самим собой». То есть нужно помочь ему развить его внутренние особенности, но не ожидать, что он будет на тебя похожим. Это, конечно, тоже творчество.  

Дмитрий Коновалов с супругой и сыном

Воспитание своим чередом

 

— В чём заключается процесс воспитания?

 

— Всё идёт своим чередом — мы очень неорганизованные. Думаешь, как должно быть правильно (с Ванькой я так думал), а потом понимаешь, что живёшь с людьми, которым, в общем-то, по барабану, что ты там думаешь. В том числе и детям по барабану.

 

У меня есть некоторые моральные нормы, в рамках которых я пытаюсь детей ограничивать. То есть, «не делай то и то потому, что это плохо». Есть ограничение, есть, понятно, и поощрение. Но это всё так сложно, на самом деле, у меня плохо получается.

 

— А как, с твоей точки зрения, должно получаться хорошо?

 

— Наверное, лучше получается у людей, которые к этому относятся как к своей работе, что ли… У меня всё-таки основная деятельность — это преподавательская работа и службы в храме, я же один в семье работаю. То есть я с детьми не могу проводить много времени и думать на эту тему много тоже не могу. Моя воспитательная деятельность часто носит спонтанный характер, такие эмоциональные всплески…

 

— Пришёл, всех построил…

 

— Да, иногда на это похоже (смеётся). Если я прихожу с работы уставший, мне нужен покой. Если сын орёт при этом на всю квартиру, то я его пытаюсь заставить замолчать, чтобы он мой покой не нарушал. При этом я не думаю о воспитании, я думаю о том, что сойду с ума, если не будет тишины. Я сам становлюсь как ребёнок, который пытается защититься.

 

— А как сын это воспринимает?

 

— Обижается. Но, конечно, мы миримся. Дети же легко переключаются, легко забывают обиды, не обдумывают так, как взрослые, у них все на эмоциях. Вот как у нас с Ванькой бывает, он мне говорит: «Папа, я хочу с тобой погулять!» А папа не в настроении, папа вроде как и не против, но что-то с Ваней строго общается. И Ваня тут же: «Нет, мама, я с тобой хочу», с папой уже не хочет.

 

— Тебе самому не обидно, когда так происходит?

 

— Мне досадно, что я такой чёрствый. Это же моё упущение, я грубо себя повёл с сыном, опять-таки, необдуманно. Чтобы быть хорошим воспитателем, нужно, чтобы у тебя был какой-то запас энергии, нужно нормально отдыхать.

 

— Это вообще возможно — даже с одним ребёнком, не говоря уж о троих?

 

— Не знаю.

 

— В какие игры ты играешь с детьми?

 

— В активные обычно не играю, у меня сил на это нет. Пазлы собираем и лепим из специального теста, которое теперь вместо пластилина. Ваня хочет участвовать в моей деятельности – в смысле что-то помастерить, иногда это случается. Вот я у себя в рабочем кабинете, который я арендую в одном офисном здании, делал звукоизоляцию, брал его с собой, он там что-то попилил, был рад. Ему не хватает какой-то такой работы.

 

— Ты алтарничаешь в храме, а с детьми говоришь о вере?

 

— В основном пока просто ходим в храм. Перед сном мы с ними обязательно молимся. Ваня часто молится и сам, иногда говорит: «Ой, я забыл помолиться!» – у него есть свои коротенькие молитвы. Так как в храме я работаю, то не могу с детьми туда ходить, с ними ходит мама. Но бывает, что пытаюсь говорить с ними о чём-то важном, хотя они не всегда и слушают.

 

Иван, Арсения, Анастасия Коноваловы

Уроки гитары для детей и взрослых: кому, когда, как, зачем

 

– Ты преподаешь игру на гитаре. На твой взгляд, с какого возраста стоит начинать?

 

— Я берусь учить детей только старше 8 лет. В 7 лет они начинают учиться в школе и начинают привыкать к тому, что есть 40-минутный урок, привыкать к режиму. А до этого они всё воспринимают как игру, и с ними невозможно провести серьёзный урок, например, посвящённый постановке рук. Ты с ним занимаешься, выйдешь ненадолго, возвращаешься, он лежит под стулом на полу и как бы из пулемета стреляет или как бы загорает, то есть ему до этого твоего урока…

 

Маленьким нужна другая методика, направленная больше на общее музыкальное развитие. Или на конкретном инструменте в качестве терапевтического эффекта. Как вот у меня ходил один ученик, которому врач прописал заниматься, трогать струны для развития мелкой моторики – он у меня занимался на укулеле.

 

— К тебе приходят учиться и взрослые. Им это зачем нужно?

 

— Чаще всего говорят приблизительно так: «Всю жизнь мечтал, и вот появилось время – решил заняться». То есть дорвался, что называется.

 

Чаще приходят женщины: муж на работе, а женщина больше дома, и вот она ребёнка куда-нибудь пристроила на время – к бабушке или ещё куда, а сама на урок.

 

Мужчины тоже приходят. Но обычно они надолго не задерживаются. Мужчина – он как? – получит какую-то полезную для себя информацию и думает: «Ну, всё, я теперь буду сам дома работать». На самом деле, это резонно. Другой вопрос, что так же можно и по видеоурокам заниматься, а преподаватель-то нужен, чтобы именно контролировать процесс.

 

А иногда бывает, что сначала человек думает, всё легко: «Возьму и заиграю», а когда понимает, что нужно работать, домашние задания какие-то выполнять, уходит. У меня самого так было с другими дисциплинами. Помню, на вокал пошёл, мне как дали домашнее задание, я сразу подумал: «Нет, это не для меня».

 

Один молодой папа ко мне ходил, он говорит так: «Я хочу заниматься гитарой, но дома возможности нет, на работе – тем более», то есть дома сидеть с гитарой, пока жена там с детьми, как-то неправильно. А тут он официально ходит на уроки, а не просто пиво пьёт с друзьями. Но он тоже долго не продержался – заботы всякие…

 

— Кого легче учить – детей или взрослых?

 

— Если взрослый человек включается в процесс, то с ним легче. Но смотря какой взрослый. Лет 40 – вот хороший возраст. Тридцатилетние все в бегах, среди них сложно найти стабильных учеников, а вот к 40 годам человек, как правило, как-то успокаивается. И дети от 8 до 12-13 лет – тоже хороший возраст. Потому что позже у них уже начинается подготовка к поступлению в ВУЗы и тому подобное, да и обычные подростковые проблемы, из-за которых от них сложнее добиться внимания.

 

— А ребёнка маленького надо ли вообще специально учить музыке, если он не проявляет к этому ни тяги, ни способностей?

 

— Я за то, чтобы заниматься с ребёнком музыкой для общего развития – если он это нормально воспринимает, без особого протеста. Специалисты связывают занятия на музыкальных инструментах и с развитием речи.

 

Вот заставлять ли – тут сложный вопрос. Наверное, взрослые должны чётко понимать, что они хотят сделать и зачем. Конечно, мы знаем истории гениальных музыкантов, которых в детстве заставляли заниматься музыкой родители. Но это, скорее, исключение из правила, чаще такое насилие вызывает у человека отвращение к музицированию. Я, например, не могу представить, чтобы я кого-то из своих детей насильно впихнул в музыкальную школу. Другое дело, если кто-то из детей сам захочет…

 

— Но ты хотел бы, чтобы дети пошли по твоим стопам в профессиональной деятельности?

 

— У них хорошие природные данные. Ванька уже в два года со мной вместе пел песню из «Бременских музыкантов» и попадал в ноты. Но сейчас ему музыка вообще не интересна, разве что на барабанах постучать. Арсюша – она такая как бы начинающая благородная девица: может и потанцевать, и спеть, и что-то ещё исполнить. Настя ещё маленькая, но уже тоже в ноты попадает, когда поёт.

 

Мне бы хотелось, чтобы они имели какое-то отношение к музыке в плане общего культурного развития. А так, главное – чтобы они нашли то, что им самим интересно.

 

Дмитрий Коновалов с дочками

Разве семьи мало?

 

— Ты говоришь о том, что мало времени проводишь с детьми из-за работы. Но какой выход? Папа-бэбиситтер, а мама работает?

 

— Ну, либо оба родителя как-то делят своё время…

 

Я могу объяснить, что лично меня коробит. Вот есть работа, но помимо работы есть ещё личные интересы. Я не могу пожертвовать работой ради того, чтобы больше побыть с детьми, но могу пожертвовать личными интересами. А бывает, что и это сложно. Моя работа тесно связана с личными интересами, ведь они тоже касаются музыкальной деятельности. Меня успокаивает, что мои интересы – это не просто на рыбалку сходить с мужиками.

 

Года три назад я взялся за электрогитару, жена говорила: «Да что ты там репетируешь и с этими, и с теми…» А мне важно было репетировать и с этими, и с теми, чтобы меня в городе знали как гитариста, чтобы появились связи, знакомства, чтобы была хорошая техника игры, потому что я поставил себе задачу зарабатывать как музыкант. И теперь меня приглашают выступать, это приносит деньги.

 

— Когда появились дети, ты думал о смене рода деятельности?

 

— Я хотел выучиться и стать священником. Но это было связано не с детьми, а, скорее, с моими тогдашними представлениями о красивой, спокойной, размеренной жизни. Именно так я представлял себе жизнь священника (смеётся). Эта идея отвалилась сама собой, так как мне было не совместить учёбу с работой, то есть преподаванием музыки.

 

Что касается более доходной деятельности, то ещё в армии у меня появился интерес к компьютерным всяким делам, к разработке сайтов. Я даже пытался пройти какой-то обучающий курс, но опять же на всё это нужно время. Может быть, когда-то я к этому и вернусь. Но сейчас это для меня физически невозможно, тут нужно, чтобы полгода меня никто не трогал и я бы только учился.

 

— А на творчество как ты выкраиваешь время?

 

— Сейчас я творчеством почти не занимаюсь. Для меня творчество — это когда время как бы остановилось, и ты копаешься в себе, чтобы написать песню. Так было, когда я писал свои песни на русском языке.

 

— Но ты собираешься к этому вернуться?

 

— Думаю, что не смогу с этим расстаться потому, что это же я, это часть меня. У меня был период, когда я вообще не занимался своей музыкой, только преподавал. Два года это продолжалось, на большее меня не хватило. Тут чувствуешь какой-то голод, нехватку этой деятельности, так как ничто другое именно так тебя наполнить не может, вот эту часть твоей сущности.

 

— Разве семьи мало? Вот у тебя есть жена, дети, но при этом ещё какой-то голод, какая-то неполнота…

 

— Мне кажется, это нормально. Так попрекают, возможно, жёны… Хотя жёнам самим тоже чего-то не хватает. Например, моя учится. Психологи ведь говорят, что и у мужчины должна быть своего рода игрушка, он в этом плане как большой ребёнок, и женщина тоже не может целыми днями только сидеть с детьми, ей тоже нужна какая-то смена деятельности, поэтому дети идут в детский сад, а женщины выходят на работу или на учёбу.

 

Если жить только ради детей, только в семье, то, когда дети вырастут и начнут жить своими жизнями, с чем я останусь?

 

Дмитрий Коновалов



    Автор: Игорь Лунев, 24 мая 2019 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Музыкант, автор-исполнитель, поэт. Публиковался в альманахах «Мариенталь», «Тритон», «Паруслов», «Вокзал» и др., а также на различных интернет-ресурсах. С 2002-го года постоянно занимается журналистикой. Сын Игоря, Максим, родился в 1995-м году.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Отец и сын Евгений и Виталий Петровы хорошо известны любителям академической музыки. Евгений – композитор, Виталий – пианист. «Батя» выяснил, как растут таланты.

    Евгений Викторович Петров – композитор, доцент Санкт-Петербургской Государственной консерватории, член правления Союза композиторов Санкт-Петербурга и папа талантливого и перспективного пианиста Виталия Петрова — о музыкальном воспитании детей.

    В России нет всеобщего Дня отца, а отмечать его в России одними из первых начали череповчане. Там же, в Череповце, было написано несколько песен, посвященных папам.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.