Человек не слышит того, о чём ему говорят, если:
— он не хочет этого слышать,
— говорят тихо или неразборчиво,
— смысл речи ему непонятен.
А вы не задумывались о том, что для детей непонимание или недопонимание взрослой речи — это форма существования?
Почему? Всё просто. У каждого своя картина мира, отражающая предшествующий опыт. Картины мира своеобразны и уникальны, как все мы. Наши картины мира постоянно меняются: жизнь не стоит на месте, и мы вносим в свои представления о мире коррективы.
У детей картина мира выстраивается с возрастом. Она не целостна. Детское сознание не отражает мир в его взаимосвязях. Дети видят по-другому: они выхватывают взглядом детали, которые взрослым и в голову не придёт заметить.
Папа и мама идут на выставку. Трёхлетнюю Катю не с кем оставить. Берут с собой. Отпустили дочку. Поглядывают. Пошла. Смотрят: встала.
— Тебе нравится?
— Да!
— Что (удивлённо)?
— Беж.
— Где??! (Родители были уверены, что ни цвета такого, ни его названия их дочка еще не знает, и ничего бежевого на огромном полотне не было.)
— Вот! — Катя показала пальцем на крошечное бежевое пятнышко.
При восприятии речи закономерности те же. Ребёнок слышит вокруг себя немало непонятного, того, что воспринимается поначалу как фон или шум. И улавливает сначала эмоцию, выражаемую тоном, интонацией, тембром… Потом воспринимает отдельные знакомые, часто повторяемые слова.
Понимание слов — это уже огромный шаг в развитии. Постепенно таких слов и маленьких фраз становится больше. Всё больше «точек», которые ребёнок уже умеет вычленять из шума. То, что доступно пониманию, быстро переходит в актив, то есть не только воспринимается и понимается, но и произносится, говорится.
Матвею полтора года. В его словаре:
яба (яблоко), баняня (банан), кася (каша), тяй (чай), яя (зая), нонь (слон), патеня (печенье), баяя (баранка), гиня (книга), катика (картинка)…
Заметим, родители легко понимают речь своего малыша. Чужим она может казаться неразборчивой и непонятной.
Избегайте использовать милые детские слова в свой речи, как бы это вас ни радовало, ни занимало. Для вас забава, для ребёнка — работа.
Если взрослые используют яба, баняня, патеня и тяй в общении между собой и с ребёнком, если такие слова становятся семейными, то ребёнок постоянно слышит искажённое звуковое оформление слов и воспринимает его за образец. Поверьте, есть существенное различие в ситуациях:
Слово кажется простым нам, взрослым носителям языка. Для детей не так. У ребёнка артикуляционная база развивается постепенно. Он должен научиться не только произносить отдельные звуки, но и их сочетания. Органы речи при этом выполняют сложную, тонко дифференцированную работу, переключаясь с одной артикуляции на другую. Скажем, различать С и Ш, З и Ж большинство детей учится лишь в три года, а не смешивать Л и Р или Й и Р еще позднее.
Четырёхлетний Саша:
— Возьмите меня игйать.
— Нет, мы тебя не возьмём: ты букву Р не говоришь!
— Ну и что? Все люди йазные!
Параллельно идёт работа по расширению словарного запаса и усвоению грамматического строя языка. И речь становится связной и точной.
Двухлетняя Дина:
— Ми копа синий асой апет (Мне купят синий большой велосипед)!
Новые и новые жизненные впечатления заставляют ребёнка анализировать происходящее. Он строит свою картину мира, соотнося новое и знакомое, непривычное и привычное, классифицируя сходные и несхожие понятия. Всё это отражается в речи.
Трёхлетний Рома:
— Мам, я какать хочу, это по-большому называется.
— У меня машина!
— А какого она цвета?
— Жёлтого и квадратного!
— Видишь, дождь: все червяки вылезли?
— Моются, да?
Годами идут два процесса: речевого творчества, с одной стороны, и усвоения языковых норм — с другой. Детские ошибки системны и предсказуемы.
Четырёхлетняя Аня:
— Я рисоваю.
Четырёхлетний Тёма:
— Проводок распроводался совсем!
Четырёхлетняя Люда:
— Ладно, бабуля, не буду больше купикать, только купи мне мячик.
Семилетний Рома:
— Что-то я совсем расплохочувствовался.
В детской речи отражаются представления о мире, увиденные и взятые у взрослых, и свои собственные наблюдения и умозаключения.
Дина четырёхлетнему брату:
— А давай играть в… (не успевает договорить)
— Нет, мы не можем! У нас денег нет!
Алёше три года. Мама ждет в гости подругу, которой скоро рожать. Говорит сыну:
— На тётю Олю не прыгай! У неё в животе ребёночек.
Звонок в дверь. Приходит подруга:
— А где Алёшка?
Мама:
— Странно… Где же он? Он так тебя ждал!
Сын нашелся в кладовке, где он прятался от гостьи. Глаза в пол-лица от ужаса:
— Мам, она его съела, да?
Но вернёмся к проблеме восприятия. Мы говорили о том, что ребёнок с самого нежного возраста понимает далеко не всё из того, что мы хотим до него донести. К белым пятнам неясности он привык изначально. Это факт. Не скажешь, что при этом молодому индивиду комфортно. Поэтому он производит подстановки, стремится наполнить доступным ему содержанием то, что кажется бессмысленным.
Схема такова: слышат непонятное → наполняют своим смыслом.
Что при этом получается?
Мальчишкам по 5 лет:
— Мы с Захаром друг другу челюсть отдавали!
(Выяснилось, что отдавали честь, играя в военных.)
Денис, 6 лет:
— Лестница в метро называется экватор.
Антон, 9 лет:
— Мам, я раньше думал, что Междуречье — это часть речи такая.
Алексей, лет 10:
— Мам, а почему дым в Китае синий?
— А с чего ты решил, что он синий?
— А бабуся всё время поёт: «Любимый город, синий дым Китая»…(«Любимый город в синей дымке тает».)
Даша, 16 лет:
— Знаете, он вообще странный какой-то, не от мира всего (слово сей, как потом выяснилось, девушка знала, но фразеологизм не от мира сего она так произносит с детства).
Фразеологизмы — это особое языковое явление. Смысл фразеологизма не складывается из смысла входящих в него слов. Поэтому они часто подвергаются искажениям:
— Яйца выведенного не стоит (вместо: яйца выеденного не стоит).
— Кум королём (вместо: кум королю).
— Попал, как кур во щи (вместо: попал, как кур в ощип).
— Хоть кол на голове чеши (вместо: хоть кол на голове теши).
Я даже слышала однажды: Съел калошу (вместо: сел в калошу). А вверх кармашками (вместо: вверх тормашками) говорил, наверное, каждый.
Речь вашего ребёнка о многом может рассказать, если вы будете к ней внимательны. Мы часто пропускаем мимо ушей то, что говорят наши дети. Мы устали… Нам не до того…
Разговаривайте с детьми. Слушайте их. Выслушивайте. Задавайте вопросы. Спрашивайте! Переспрашивайте! Расспрашивайте! Следите за тем, понимает ли ребёнок всё, что вы ему говорите. Будьте заинтересованы и искренни.
Включите речь ребёнка в сферу своих интересов. Ваше внимание к речи маленького человека поможет ему выстраивать свою картину мира.
Ребёнок фантазирует или уже обманывает — где грань? Как реагировать родителям, когда дети говорят неправду? И как самим не провоцировать на ложь?
У меня не было такого, как в фильмах, когда сын и отец у костра сидят, и отец говорит: «Сынок, когда-нибудь ты станешь взрослым…» Поэтому приходится внутри своей семьи постоянно биться об углы непонимания. А мы, взрослые верующие люди, должны стараться своих детей к браку подвести максимально подготовленными.
Семь из семи человек, честно прочитавших эту книгу единодушно говорили о том, что будто заново пережили яркие моменты своего детства – пусть фрагментарно, пусть отрывочно, пусть неполно, но зато как правдоподобно!
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.