По статистике 42% выпускников профессиональный учебных заведений меняют профессию в течение двух лет. А 80% населения работают не по специальности, указанной в дипломе. Почему так происходит? Потому что зачастую выбор будущей профессии у подростка случаен. Как должен происходить выбор профессии, объясняет психолог Марина Шмакова.
Знакомство с профессиями начинается ещё с детства, в дошкольном возрасте. Ребёнок играет в продавца, водителя, доктора, музыканта или артиста… В такой сюжетно-ролевой игре обязательно есть партнёр, который помогает осуществить данную профессию. Если это покупатель, то ребёнок-продавец помогает в выборе товара. Если это пациент, то ребёнку-доктору приходится терпеливо выслушивать его жалобы на здоровье и подбирать нужное лечение.
Ребёнок не знает, что все профессии подразделяются на группы по предмету труда. Он выбирает для игры образы понравившихся ему людей: врач, почтальон, парикмахер, официант – это группа профессий, в которой предметом труда выступает человек («Человек – человек»).
Для следующей группы профессий – «Человек — техника» – нужны всевозможные механизмы и инструменты. А в игре это кубики, конструкторы, машины, самолёты и пульты для управления ими…
А может быть, ребенок просто обожает зверюшек, наблюдает за жуками и с удовольствием поливает цветы? Тогда ему могут в будущем оказаться интересны профессии из группы «Человек – природа».
Так через игру ребенок знакомится с миром профессий. Но знакомство – это только часть пути. Для каждой профессии необходимы определенные черты характера и свойства личности.
Проявление характера и темперамента ребенка можно также наблюдать в игре. Темперамент, влияя на скорость вспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания – важный компонент при выборе профессии. Но нельзя сказать, что тот или иной тип темперамента может выступать как показатель профессиональной непригодности к какой-либо деятельности, но в тоже время нельзя не учитывать его при выборе профессии.
Внимательные родители ещё в детстве наблюдают за поведением в игре и способностями своего ребенка, а в дальнейшем, при выборе профессии, их советы могут пригодиться.
Знакомство с профессиями продолжается в школе. Прибавляются новые виды занятости: «Человек – знаковая система» и «Человек и художественный образ». Это работа с текстами (переводчик, делопроизводитель, редактор и др.), цифрами, формулами, таблицами (программист, экономист, кассир и др.), чертежами, картами, схемами (чертежник, закройщик, штурман и др.) и творчество (художник, музыкант, литературный работник и т.д.).
Через телевидение, интернет, книги, журналы, встречи с интересными людьми и экскурсии на предприятия происходит знакомство с различными работами, раскрываются их положительные и отрицательные стороны, а также уже осознается востребованность на рынке труда. В идеале уже в средних классах школы у ребенка должен быть сформирован познавательный интерес к своей будущей деятельности.
В такой предпрофильной подготовке учащимся могут помочь не только родители, но и школьные психологи, социальные педагоги и специалисты Центров занятости населения и Молодежных бирж труда.
Кроме того, хорошими помощниками становятся психологические тесты: «Карта интересов» (А. Голомшток), «Определение профессионального типа личности», «Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова), «Тест эмоции» (модификация теста Басса-Дарки), «Формула темперамента» (модификация Личностного опросника Г. Айзенка) и др..
«У меня растут года, будет мне семнадцать. Где работать мне тогда? Чем заниматься?» — задается вопросом герой стихотворения Маршака. Сегодняшние семнадцатилетние чаще задают вопрос, куда пойти учиться? И это объяснимо. Изменяются и усложняются профессии, без специальных знаний просто не обойтись.
По результатам анкетирования всего лишь чуть более 50% 9-классиников и около 65% 11-классников выбрали профессию. Ответы же на вопрос о причинах выбора вызывают тревогу: не так мало детей говорят, что «не задумывались», «надеюсь на случай», «мало знаю о профессии».
При этом в 11 классе более 90% настроены на получение высшего образования, а в 9 классе – около 70%.
Психологи про профориентации советуют брать в расчет не только высшие учебные заведения. Уже в 9 классе, если ребенку сложно усваивать теоретический материал, но при этом он любит работать руками, обратить внимание на техникумы, профессиональные училища, лицеи и колледжи. Но детям стоит помнить, что русский язык и математику учить придется и там.
Впрочем, пойти в техникум или училище можно и после 11 класса, если у школьника нет четкого профессионального плана, успехи в учебе не блестящие, шансов поступить в вуз на бюджет – немного, а финансовое положение семьи скромное. Профессиональное образование можно поучить и в несколько этапов.
Выбирать профессию надо обязательно с учетом способностей, как общих (умственные способности, развитие памяти, моторики, точность движений, связная речь и пр.) и специальные (музыкальные, математические, технические, спортивные, художественно-творческие и пр.).
Взгляды ребенка и родителей могут не совпадать. Но подходить к разрешению конфликтных ситуаций надо индивидуально. Приведу два примера.
Благополучная семья, папа – офицер, мама и бабушка – учителя по английскому языку. Подросток двенадцати лет – ученик 6 класса лицея с углубленным изучением английского. В семье его любят, помогают ему развиваться. Несколько лет посещал при драматическом театре студию вокала, занятия в которой помогли избавиться от заикания. В пятом классе увлекся театром и кино. Сыграл в эпизодической и в главной ролях в двух фильмах. Родители рады и поддерживают. Но бывший хорошист совсем перестает учиться. Отец, держа за ухо, сажает ребенка за уроки. Мама жалуется психологу:
— У него совсем нет мотивации учиться… Он считает, что его и так примут в институт. В школе он всех парадирует, веселит, про него говорят «талант», «артист». Собирается поступать в ГИТИС, но не хочет понимать, что там конкурс на бюджет огромный и, чтоб пройти, надо иметь даже не хорошие, а отличные оценки. Заставляем учиться – результатов нет…
Мальчик принял решение – хочет стать артистом. Он делает пробные шаги – у него получается. Родители не против. Значит, и мотивацию к учебе можно создать только через признание самостоятельного выбора ребенка: «Ты принял решение быть артистом – это решение взрослого человека. Тогда и веди себя как взрослый. Будь ответственен за свои поступки. Ты выбрал профессию в сфере культуры, и ты должен быть культурным человеком, а для этого необходимы знания. Давай договоримся: мы поддерживаем твое увлечение, а ты обязуешься учиться». Вместе с ребенком обсуждая фильмы, театральные постановки, известных актеров, можно подчеркивать значение во всем этом знаний и образования.
Другая ситуация. Девятиклассница по предложению родителей собирается поступать в колледж по финансовому направлению – востребованная, спокойная и оплачиваемая для девочки профессия. Но по результатам теста на профпригодность ей больше подходит что-нибудь, связанное с природой. Сказать ребенку: «Не слушай родителей, иди по зову сердца», – нельзя. Тем более что интерес к профессии в этом возрасте у ребенка полностью еще не сформирован. Какие могут быть рекомендации? Прислушаться к совету родителей, а в свободное время заниматься тем, что интересно. И если тема серьезно увлечет, то позже можно будет уже сделать более взвешенный выбор и пойти учиться в этом направлении.
При выборе профессии надо сопоставлять три фактора: желание, возможности и спрос на рынке труда. Идеально, когда совпадают «хочу», «могу» и «надо». И, пожалуй, чем раньше родители вместе с ребенком начинают мягко это обсуждать, тем больше шансом найти золотую середину, когда придет время выбирать.
«Батя» собрал несколько простых вариантов первого знакомства ребенка с разными профессиями.
Книги. Можно подобрать как иллюстрированные издания, рассказывающие малышам о профессиях (серия издательства «Никея» «Кем быть», книга Ричарда Скарри «Город добрых дел» и др.), так и повести и рассказы о разной профессиональной деятельности для разных возрастов (о работе ветеринара – Дж. Хэрриот «О всех созданиях — больших и малых», о балете – М. Сизова «История одной девочки», о спасателях – В. Гальченко «Приключения пожарного», о профессии летчика – А. Маркуша «Вам – взлет!» и др.).
Музеи. Существует немало специализированных профессиональных музеев (разнообразные музеи космонавтики, музеи пожарно-спасательного дела, железнодорожные музеи, музей метро и др.). Но есть интерактивные площадки, которые специализируются на том, что знакомят детей с разными видами трудовой деятельности («Мастерславль» в Москве, «КидБург» в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону и др.).
Экскурсии на предприятия. Центры профориентации могут предложить большой выбор групповых экскурсий (подходит для целого класса). В коммерческих компаниях (например, «Proekt PRO», Школа-профориентация и пр.) можно приобрести индивидуальный билет или абонемент на посещение компаний или бизнес-семинаров для подростков.
Директор школы о том, как выглядит образовательный процесс изнутри.
Многие родители сегодня критически смотрят на школьную систему образования, и в том числе недовольны системой школьного оценивания. Но на самом деле, при правильном к ним отношении школьные оценки важны и нужны не только учителям, но и детям. Зачем?
История, по мнению россиян, входит в пятерку самых важных школьных предметов. И в то же время, именно она вызывает множество дискуссий, споров и даже конфликтов.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.