Предлагаем вниманию читателей итоговый документ Круглого стола Семейное воспитание», прошедшего в рамках выставки-форума «Православная Русь – ко Дню народного единства» 6 ноября 2012 года.
Круглый стол на тему семейного воспитания был инициирован и проведен Миссионерским отделом при епархиальном совете города Москва и Интернет-журналом для настоящих пап «Батя».
В ходе круглого стола участники обсудили, каким образом можно сформировать в сознании детей и подростков положительные представления о семье.
Учитывая, что в современной России практически половина граждан не верит в прочность и долговечность брака, две трети браков заканчиваются разводом, 30% детей воспитываются в неполных семьях, участники предложили следующие меры по преодолению кризиса семьи:
1. Формирование в обществе представлений о полной (в том числе, многодетной) семье как о личном успехе с помощью:
— активной и яркой социальной рекламы;
— публикаций в СМИ примеров современных счастливых семей;
— активной пропаганды семейных ценностей через книги, фильмы и иные формы искусства (первым шагом в этом направлении может быть составление списка книг, фильмов и т.д., демонстрирующих примеры настоящих семейных отношений).
2. Разработка и введение в дошкольное и школьное образование дисциплин, связанных с психологией семейной жизни. Это могут быть:
— игровой курс «Папа, мама и кроха» в дошкольных образовательных учреждениях, дающий малышам первые представления о семье и семейных отношениях;
— занятия в начальной и средней школе на темы – забота о семье и близких, обязанности и ответственность в семье, благодарность родителям за жизнь и т.д.;
— курс «Семейное воспитание» в старших классах.
К разработке всех этих курсов нужно подойти со всей серьезностью. Это должны быть занятия именно по семейной тематике, а не по «половому воспитанию», разработанные специалистами и оцененные компетентными экспертами. Также обязательно должна быть учтена и без того большая нагрузка школьников.
3. Необходимой и важной в связи с п.2 видится работа с педагогическим составом:
— подготовка учителей к введению подобных дисциплин в школе, объяснение им значимости и целей данных курсов;
— работа над не формальным, а творческим подходом к преподаванию подобных дисциплин в школе.
4. Развитие внешкольной работы с детьми и подростками:
— кружки, секции, скаутские отряды и т.д., в которых ребенок получает возможность проявить себя, взять на себя ответственность за окружающих, а кроме того, найти ответы на возникающие у него в процессе взросления вопросы;
— разработка игр, воссоздающих модели семейных отношений (как пример в рамках круглого стола была предложена система персонажей – мама, папа, дети, заменяющих кукол Барби, со своим кукольным домом и своими семейными занятиями).
Кроме того, участники круглого стола обратили внимание на такой момент, как неравнодушие и работа с родителями, супругами или будущей семьей, в том числе, в Церкви.
Участники круглого стола, среди которых педагоги, психологи, миссионеры из разных епархий РПЦ, признали необходимость продолжения обсуждения всех этих направлений деятельности и привлечения к обсуждению и реализации как можно большего количества специалистов разных направлений и уровней.
Чтобы не терять с нами связь, подпишитесь на ежемесячную рассылку или следите за нашими обновлениями в соцсетях.
В чем главные задачи членов семьи — пропылесосить и помыть посуду или в чем-то другом? Можно ли научиться семейной жизни по учебникам? Сколько времени нужно отцу на общение с ребенком?
Беседа с руководителем журнала для настоящих пап «Батя» священником Дмитрием Березиным на нижегородской радиостанции «Образ» о проекте, современной семье и личном опыте отцовства.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.