«Попугай есть очень красивая птица у него нос поклапой или крюком его учут говорить», – поверите ли вы, что этот коротенький текст написан Львом Николаевичем Толстым?
Правда, когда эти слова складывались в строчки, великому русскому писателю было всего лишь семь лет, а подписывался он как «Г:Ль:Ни:То:». Под таким псевдонимом он помещал свои рассказы о птицах в собственном разделе домашнего рукописного журнала «Детские забавы», создаваемого братьями Толстыми. Тогда писатель впервые столкнулся с жанром короткого рассказа, который позже он использовал в своей «Азбуке» для крестьянских детей.
Многие в будущем выдающиеся поэты, писатели и художники, с ранних лет чувствуя потребность высказаться, создавали свои домашние средства массовой информации.
Читательская аудитория, правда, была вовсе не массовая, состояла в основном из домочадцев и гостей дома, а некоторые читатели одновременно были и сотрудниками журнала. Так, например, главный редактор домашнего «Вестника» гимназист Александр Блок руководил работой бабушки, мамы, тетки, двоюродных братьев и даже знакомых ребят. В середине 1890-х годов, когда выходило это в узком кругу известное издание, юный поэт уже имел опыт в таких делах. Ведь он с 7 лет писал стихи, и уже не раз пытался составлять из них, а также небольших рассказов и ребусов альбомы и журналы. Правда, не всегда хватало материала даже на первый номер.
СМИ бывают очень влиятельными, если их авторы говорят об актуальном и слова подбирают яркие и острые. Свое слово оттачивали в самиздатовских журналах учащиеся Царскосельского Лицея. У них был свой «Вестник», были «Юные пловцы», «Неопытное перо». Стихи, тексты-размышления, эпиграммы и карикатуры размещали на страницах своего журнала юноши, имена большей части из которых сохранились в русской литературе и истории. Александр Сергеевич Пушкин, деятельно участвовавший во всех этих изданиях, через много лет после выпуска вспоминал:
Златые дни, уроки и забавы,
И черный стол, и бунты вечеров,
И наш словарь, и плески мирной славы,
И критику лицейских мудрецов…
«Лицейский мудрец» — так назывался один из журналов.
Конечно, вовсе не обязательно, что ребенок станет поэтом, если в детстве он пишет стихи, или же что из него вырастет большой писатель, если он в 8 лет пытается создать повесть, или что он выберет профессию журналиста, если берет интервью, задавая простенькие вопросы папе, маме и бабушке с дедушкой.
Но, скорее всего, когда он подрастет, он будет любить и ценить поэзию, вспоминая, как долго сам подбирал рифмы для своего четверостишия, увлеченно будет читать прозу и иногда листать газеты и журналы, с улыбкой вспоминая, что в 6 лет хотел быть не только футболистом или балериной, но еще и журналистом.
Вся эта забавная и занимательная деятельность воспитывает в ребенке творческие способности, интерес к окружающему миру и происходящим вокруг событиям – а все это немаловажно для его взрослой жизни.
Думал ли он когда-то, играя и даже создавая сетевые городские игры на популярной международной платформе Encounter, что лет через десять будет придумывать и загружать в хорошо знакомую админку квест для своего сына?
«Поиграл, убери за собой игрушки!» Но есть игры, которые нельзя каждый вечер разрушать, чтобы на следующий день собирать заново.
Уже через пять минут начинается: «я устал», «ноги болят», «надо купить леденец», «пошли опять в море», «дай телефон»… Можно, конечно, и, правда, дать телефон, но нужно ли? Для таких случаев мы и придумали эти игры.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.