Жил-был один веб-программист. Занимался себе потихоньку своими онлайн-играми – он и профессию-то эту выбрал только для того, чтобы игры писать, мечтал об этом с детства. А потом вдруг взял, да и придумал игру не компьютерную, а настольную.
Создатель «Мечтариума» – «умной игры для умных родителей» и любимой игры для ребятишек от 4 до 8 лет, – отец двухлетней дочки Роман Михайлов рассказал «Бате» о том, зачем вообще нужно фантазировать, как правильно выбирать игру для своего малыша и чем его детище отличается от других «настолок».
Игра «Мечтариум» рассчитана на детей в возрасте от 4 до 8 лет. Она представляет собой уникальный игровой проект, где главный героем является сам ребенок. В комплект настольной игры входят карта, задания и разнообразные персонажи. Игра включает в себя несколько вариантов игровых полей (карт), которые привлекают ярким, оригинальным дизайном и переносят ребенка в волшебные дали.
Процесс игры происходит следующим образом: игроки выбирают персонажей и ставят их на карту. Основная цель — собрать как можно больше звездочек, чтобы с их помощью выполнить финальное задание, например, зажечь радугу.
Для этого предстоит выполнить ряд заданий на специальных карточках, которые представлены 10 категориями: «Загадки», «Общение», «Мультики», «Удача» и другие. Выполняя задания, ребенок рисует, придумывает, описывает, рассказывает; тем самым зарабатывая заветные звездочки.
Создатели проекта постоянно улучшают игру: появляются новые увлекательные истории, изобретаются новые способы развития воображения. Эффективность игры была оценена и психологами.
– Говорят, что современные дети из-за обилия разнообразных «умных» игрушек и компьютерных игр разучились мечтать и фантазировать. На самом ли деле существует такая проблема? Или все-таки дети во все времена дети, и способность мечтать у них ничто отнять не может?
– Умные игрушки бывают для развлечения и обучения. Вот те, что для развлечения и не несут в себе ничего познавательного, могут быть преградой для развития ребенка. Но и то при условии, что родители сами подталкивают детей к пассивному наблюдению.
Хуже, чем телевизор, игрушки еще не придумали. А многие родители прибегают к этому устройству слишком часто. По недавним исследованиям, в Англии 80% детей от 4 до 9 лет проводят у телевизора более 5 часов в день. В такой ситуации любая игрушка вне эфира будет находкой.
– Разве можно научить фантазировать – ведь либо дано, либо нет… Или не так?
– Нет, не так. Оно всегда дано. Воображение — единственный способ познания мира.
Дети ничего не знают про окружающую реальность. И все, что они делают, это придумывают, фантазируют о том, чего не понимают. Т.е. практически обо всем.
Понаблюдайте, как они копируют поведение взрослых, используя подручные предметы. Любая палочка может стать чайником или телефоном. Наша задача как взрослых — сделать так, чтобы этот природный дар не угас.
– Зачем вообще нужно мечтать и фантазировать, тем более, в современном мире?
– Эйнштейн сказал: «Без воображения нет соображения». Развивая фантазию ребенка, вы помогаете ему учиться. Любой скучный предмет может стать невероятно интересным, если подключить фантазию. А математика и физика без возможности представить в уме процесс превращаются в утомительные строчки формул и обозначений.
В современном мире способность мечтать жизненно необходима, так как только представляя себе цель, проживая ее, человек в состоянии двигаться вперед и добиваться результата.
Переоценить ценность воображения невозможно. Без него наш мир превратился бы в последовательность реакций на внешние раздражители. Грустная картина.
– Во что Вы сами играли в детстве?
– Как и все советские дети, во все, что можно было найти. Больше всего я любил разные конструкторы и мечтал стать изобретателем.
– Как появилась идея «Мечтариума»?
– Идея рождалась долго.
Все началось с того, что мы решили сделать сказочные карты, которые каждый ребенок мог себе создать сам. Придумать и спроектировать свою страну. В процессе работы над проектом мы решили внести больше игровой составляющей, дать возможность не только изобретать свою страну, но и учиться новому.
Воображение — это хорошо, но нужно им еще и умело пользоваться в реальных ситуациях. Процесс обучения с включенной фантазией становится увлекательным путешествием вне зависимости от предмета.
– Чем «Мечтариум» отличается от других «ходилок»?
– Прежде всего, это полная свобода сюжета и возможность создавать новую сказку каждый раз, когда вы играете. У нас в игре мало правил и много разных направлений. Используя свое воображение, игроки могут делать все, что угодно, при этом двигаясь к цели.
В игре нет кубиков и заранее прорисованного пути. У каждого игрока свой уникальный путь.
Карточки с заданиями — это не просто указания к действию, это мотив включать свое воображение и смекалку.
Ну и конечно, «Мечтариум» — это целая планета со своей историей и обитателями, каждый из которых имеет имя и характер. Используя эту информацию, игроки могут создавать очень интересные истории.
– Чем вообще надо руководствоваться, выбирая игру для своего ребенка?
– Прежде всего, нужно понять, для чего вам игра. А потом уже смотреть на материалы, качество и контент.
К сожалению, у нас в России не так много хороших игр для детей. Почему-то считается, что детские печатные товары должны быть сильно дешевле, чтобы не жалко было испортить.
Но все меняется. Уже открываются магазины типа ELC и Imaginarium, где качество и идеи реализации поражают даже воображение взрослого.
Мы тоже не отстаем, и в нашей игре используются супер-материалы и уникальные идеи.
– Ну, у родителей есть множество разумных причин выбрать «Мечтариум», а каково восприятие игры детьми? Что их привлекает?
– Первое – это интерес к новому и неизведанному. Детям всегда нравятся новые игрушки, поэтому, когда ты даешь им коробку с игрой «Мечтариум», они с неподдельным интересом разглядывают ее и открывают. Это понятно: у нашей игры красивая светлая упаковка, которую приятно держать в руках и рассматривать.
Далее – тактильное и визуальное восприятие. На этапе подготовки к игре ребенку надо выбрать персонажа, которым он будет играть, а их у нас довольно много, и они все очень разные, поэтому ребенок любит рассматривать их, ощущать их форму, подбирать такого «перса», который соответствует его настроению.
Потом, само удовольствие от игры. Дети любят играть в «Мечтариум», потому что в нем все новое: им не знаком ни игровой процесс, ни необычные творческие задания – все это дает ребенку свежий опыт.
А вообще, приятно слышать, когда дети хвалят твое детище, говорят, что игра хорошая, нравится им.
– Разве настольные игры до сих пор актуальны?
– Да. Настольные игры — это культура. И в России она только начинает формироваться. Намного лучше собраться вечером с семьей и поиграть в настолку, чем пялиться в телевизор.
Совместный досуг — это то, чего так не хватает и взрослым, и детям.
– Если родители покупают своему неугомонному ребенку «Мечтариум», появляется ли у них гарантия, что они смогу отдохнуть или заняться своими делами..? Или, покупая ребенку игру, неправильно руководствоваться вот такими интересами?
– Нет. «Мечтариум» — это познавательная игра, и она требует вовлечения в процесс взрослого. Участие родителя делает игру намного увлекательнее, красочнее и веселее. Конечно, дети и сами могут играть, но они будут ограничены в получении новой информации.
– То есть участие родителя в «Мечтариуме» важно?
– Да, очень. Участие родителей всегда важно.
Родитель должен стать партнером ребенка в познании мира. И мы очень надеемся, что, давая инструмент, мы помогаем родителям не отдалять детей от себя, а, наоборот, сближаться с ними.
Ведь сейчас так много развлечений и способов убить время для детей, и такая занятая жизнь у взрослых, что на общение остается очень мало времени. Этому нужно противостоять.
Как говорится, жизнь удалась, если взрослый ребенок хочет проводить с вами время.
– Чтобы Вы пожелали маленьким игрокам и их родителям?
– Мечтайте, творите и никогда не останавливайтесь, ведь любая, даже самая маленькая идея, может изменить мир.
– О чем мечтают создатели Мечтариума?
– Мы мечтаем о том, чтобы все дети научились учиться, поняли, что познание мира — это самая увлекательная и удивительная способность человека. Что учеба — это не зубрежка, а процесс получения информации, анализ и трансформация этих знаний во что-то новое и уникальное. Чтобы верили в то, что возможно все, что можно представить.
Думал ли он когда-то, играя и даже создавая сетевые городские игры на популярной международной платформе Encounter, что лет через десять будет придумывать и загружать в хорошо знакомую админку квест для своего сына?
«Поиграл, убери за собой игрушки!» Но есть игры, которые нельзя каждый вечер разрушать, чтобы на следующий день собирать заново.
Уже через пять минут начинается: «я устал», «ноги болят», «надо купить леденец», «пошли опять в море», «дай телефон»… Можно, конечно, и, правда, дать телефон, но нужно ли? Для таких случаев мы и придумали эти игры.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.