Родители, сами в детстве музыкальную школу не посещавшие, имеют о ней весьма смутные, и в то же время пугающие представления. «Это сложно, тяжело, помогать некому, будет отнимать все наше время». «Дома обязательно должен быть инструмент». «Да и способности, наверное, нужно иметь выраженные, даже выдающиеся…» Список опасений можно продолжать, особенно если, с детства сам родитель слышал, что у него «ни слуха, ни голоса».
На самом деле, даже если природные данные у человека не подходят для консерватории, то для чего-то поскромнее их можно неплохо развить. Если инструменты (а их, кстати, в музыкальных школах большой выбор) никак не заинтересовали ни ребенка, ни родителей, то бывает ведь еще и хоровое отделение. И наконец, если оглядеться по сторонам, то можно заметить, что учащиеся музыкальных школ впечатления замученных детей не производят: и играют, и гуляют – все успевают.
В общем, не так страшна музыкальная школа, как может показаться. Журнал «Батя» подготовил ответы на самые частые вопросы родителей.
Для начала открыть сайт учебного заведения и посмотреть информацию там. Вы с ребенком предварительно решили, на каком инструменте он хотел бы научиться играть, чему научиться, но есть ли именно такое отделение в выбранной школе? В каких-то школах отделений по-настоящему много, в каких-то – поменьше. Например, хоровое отделение есть не во всех.
Если есть ощущение, что ребенку хорошо бы заняться музыкой, но точных предпочтений пока нет, стоит особенно внимательно просмотреть все отделения, все возможные инструменты. Возможно, вы найдете специальность, о которой и не подозревали, но именно она окажется вам самой интересной и близкой. Например, вы знали, что в музыкальной школе можно учиться даже колокольному звону?
Далее, если остались вопросы, нужно позвонить и уточнить по телефону, а заодно узнать точное время приема. Нередко это самый конец весны и начало лета, а потом конец лета и начало осени, если есть еще места, на которые могут быть приняты ученики. Но каждый год может внести свои коррективы.
Это важный вопрос для многих семей. Сейчас обучение ведется за счет бюджета, т.е. родительской платы нет. Но количество бюджетных мест ограничено. И если ребенок по конкурсу на бюджетное место не проходит, а учиться очень хочет (и материальное положение семьи это позволяет), можно учиться на платном отделении.
Конкурс в любое учебное заведение будет выше на самые «модные» специальности и поменьше на специальности менее популярные или менее известные.
«Современные дети (вместе со своими родителями) все чаще при поступлении в музыкальную школу выбирают такие инструменты, как скрипка, флейта, кларнет, ударные инструменты, — говорит педагог с тридцатилетним стажем, заведующая вокально-хоровым отделением Детской музыкальной школы им. А.М. Иванова-Крамского Ольга Вячеславовна Безгубова. – Очень популярны эстрадно-джазовый и академический вокал. Ну и, конечно, фортепиано. На эту специальность большой конкурс всегда.
Востребовано и хоровое отделение. Сейчас наступило время возрождения русских хоровых традиций. Пение оказывает положительное влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, развивается память, ребенок начинает более тонко чувствовать разные эмоциональные состояния, развивается координация между слухом и голосом.
Обучение игре на каком-либо инструменте — это очень долгий процесс. Результат его отсрочен. Некоторые ребята и их родители не выдерживают такой трудной и кропотливой работы. На хоровых же занятиях каждый ребенок сразу попадает в атмосферу творчества, пробуждается фантазия, воображение. Одному ребенку часто бывает трудно преодолеть волнение, стеснительность, а петь в коллективе совсем не страшно».
Напомним также, что в музыкальной школе можно «обнаружить» инструмент, о котором вы никогда и не слышали, попробовать играть на нем, увлечься, заниматься уже серьезно, а потом, в годы учебы, объехать не только много залов, но и много городов, участвуя в разных концертах и фестивалях. И у тех, кто играет не на самых известных инструментах, нередко таких возможностей больше.
В Москве на прослушивание записываются через mos.ru. Информацию, что подготовить к прослушиванию, обычно можно найти на сайте школы.
Что чаще всего нужно? Знать подходящую по возрасту песню и спеть ее перед комиссией. Если ребенок уже умеет играть на каком-то инструменте, нужно предупредить об этом заранее. Ему будет предложено на нем сыграть. Другие задания поступающим предложат педагоги прямо на прослушивании. Это выполняется без подготовки. Что проверяют? Наличие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.
Порой родители, далекие от музыкальной школы, думают, что слух должен быть абсолютным, а голос – как у оперного певца. Но ребенок поступает в школу. Здесь его будут учить и развивать. Способности к музыке, которые у него есть от природы, в стенах школы будут совершенствоваться. Идеального результата сразу никто и не ждет. Нужен такой, который позволяет освоить программу.
Сколько дней в неделю займут занятия музыкой, зависит от расписания ребенка. Оно – всегда индивидуальное. В группе проходят теоретические занятия (сольфеджио и музыкальная литература), хор. Игра на инструменте – педагог и ребенок. Если очень повезет, можно уложиться даже в два дня (например, один день – хор, сольфеджио и музыкальная литература, второй – индивидуальное занятие с педагогом). Так составить расписание получается не всегда, к этому тоже надо быть готовым. Музыкалка, в зависимости от специальности и особенностей индивидуального расписания, может занять и четыре дня в неделю. Больше все же очень редко.
Сколько именно должен заниматься дома ребенок? Это подскажет педагог с учетом возраста, способностей, задач и т.д. Многое зависит от умения организовать процесс. Практика показывает, что при правильной организации дети могут не перегружаясь совмещать музыкальную школу с другими дополнительными занятиями и секциями.
Тем не менее, при поступлении в музыкалку важно понимать, что это – школа. Самая настоящая школа. Это система обучения, рассчитанная на несколько лет. Это программа, которую нужно освоить. Т.е. если юный человек и его родители готовы начать путь длиною в несколько лет, готовы заниматься не «когда есть настроение», а постоянно, регулярно, готовы к освоению мастерства, которое предполагает усилия, труд, то в музыкалку попробовать пойти стоит. Если же хочется исключительно «в удовольствие», совсем не заставляя трудиться ни себя, ни ребенка, то лучше выбрать детскую секцию с требованиями пониже.
Может ли маленький человечек решить за себя, что ему нужно в музыкалку? Вряд ли. Если родители ему о такой школе не рассказывали, то он и не знает о ее существовании. И в любом случае не знает, готов ли заниматься музыкой следующие 7 или 8 лет. Так что решение, с какой стороны ни посмотри, принимают взрослые – с учетом мнения ребенка, конечно. Эти же взрослые должны быть готовы помогать в первые годы.
Не надо пугаться и думать, что вы, будучи далеки от музыки, не сможете. Если захотите, сможете. Учебники по сольфеджио (а сольфеджио изучают абсолютно все учащиеся музыкалки) для 1 класса вполне доступны, даже для тех взрослых, которые до этого не отличали ни одной ноты. Так что сделать что-то вместе с ребенком вы сможете. Педагоги довольно подробно пишут или вслух объясняют для родственников детей задания, поэтому вы сможете понять, что требуется сделать на этом этапе обучения. Стоит сразу предупредить педагога, если вы сами от музыки далеки совсем. Вам в этом случае будут разъяснять все еще подробнее и учитывать это в занятиях с ребенком.
Порой родительская роль сводится к элементарному контролю: отследить, чтобы ребенок регулярно занимался, чтобы задания выполнялись.
Если есть какие-то заболевания, при которых занятия музыкой противопоказаны, то такого ребенка, вероятно, не приведут и сами родители. Если же есть заболевания, усложняющие получение музыкального образования, то, как показывает практика, современная музыкалка не закрывает свои двери перед такими детьми. И если их уровень способностей позволяет учиться, а сами они готовы трудиться, то педагоги берутся учить таких детей.
Заведующая вокально-хоровым отделением Детской музыкальной школы им. А.М. Иванова-Крамского Ольга Вячеславовна Безгубова: «Вот пример: девочка пошла на хоровое отделение, и выяснилось, что у нее одно ухо слабо слышит. Ребенок жил с этим и не замечал, потому что организм адаптировался, а на хоре, где много детей, которые поют вместе, по одному, группами, это стало заметно. Педагоги знали об особенностях слуха девочки и учитывали их, и в результате та проучилась вместе со всеми 7 лет, освоила все необходимое и закончила в прошлом году музыкальную школу. Дети с разными особенностями здоровья могут осваивать музыкальные дисциплины, но родители сразу должны предупреждать педагогов – это в интересах всех».
Весной 2020 года музыкальные школы смогли в новых условиях организовать дистанционный учебный процесс, завершить год и даже принять экзамены и выпустить тех, кто заканчивал обучение. Но подавляющее большинство музыкальных педагогов говорит: да, в новых условиях, как могли, справились, все провели, но дистанционное обучение в музыкальной школе возможно только как временное явление в исключительных условиях. Настоящее музыкальное образование – живое, очное, во многом индивидуальное.
Сейчас в музыкальных школах есть разные программы: такие, которые предполагают предпрофессиональную подготовку, и такие, которые предполагают общее музыкальное, культурное развитие, без четко сформулированных перспектив. Но на практике очевидно, что полностью и заранее предопределить судьбу ученика в мире музыки они не могут. Здесь играют роль и способности, и серьезность намерений и отношение к учебе, и труд, труд, труд… Поэтому из одной и той же музыкальной школы выходят и те, кто поступает в музыкальное училище, а потом консерваторию, становится профессиональным музыкантом и параллельно обучает сам юных учеников, и те, кто к концу обучения понимает, что музыка никогда не станет его профессией, останется только одним из увлечений.
Ольга Вячеславовна Безгубова, педагог: «Музыкальное обучение оказывает большое влияние на развитие личности человека, на его мировоззрение, на его отношение к жизни. Многие дети, повзрослев, так и не научившись петь, слышать и слушать музыку, сохраняют к ней неприязнь. Музыка не ввела их в мир эмоциональных переживаний, не дала радости, и это отражается на характере человека и его отношении к жизни вообще».
Валентина Курицина, многодетная мама, две дочери которой закончили музшколу, а сын будет поступать в будущем; сама в детстве музыкой не занималась: «Музыкальная школа дает детям неизмеримо больше, чем знание теории музыки и умение играть на музыкальном инструменте. Она развивает всего человека, влияет на его восприятие жизни. И это не преувеличение. У детей, закончивших музыкалку, культура выражения эмоций находится на другом уровне. Они могут выразить себя в пении, в игре на инструменте. И это будет не просто «попса». Это будет другая музыка. Не раз замечала это по дочерям. А вот я так не могу…»
Отец и сын Евгений и Виталий Петровы хорошо известны любителям академической музыки. Евгений – композитор, Виталий – пианист. «Батя» выяснил, как растут таланты.
Евгений Викторович Петров – композитор, доцент Санкт-Петербургской Государственной консерватории, член правления Союза композиторов Санкт-Петербурга и папа талантливого и перспективного пианиста Виталия Петрова — о музыкальном воспитании детей.
В России нет всеобщего Дня отца, а отмечать его в России одними из первых начали череповчане. Там же, в Череповце, было написано несколько песен, посвященных папам.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.