Материал газеты «Неделя. Подмосковье».
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?» — эти слова великого писателя помогают в трудные дни опереться на то светлое и нерушимое, что было в детстве каждого из нас. Однако есть и другая литературная классика…
— Милый мой, дорогой, голубчик… папа, постой!
Удары сыплются. Тёма извивается, визжит, ловит сухую, жилистую руку, страстно целует её, молит. Но что-то другое рядом с мольбой растёт в его душе. Не целовать, а бить, кусать хочется ему эту противную, гадкую руку. Ненависть, какая-то дикая, жгучая злоба охватывает его.
Он бешено рвётся, но железные тиски ещё крепче сжимают его.
— Противный, гадкий, я тебя не люблю! – кричит он с бессильной злобой.
Эту страницу из пронзительной повести Гарина Михайловского «Детство Тёмы» хотелось бы посоветовать перечитать всем родителям в счастливый для них день получения свидетельства о рождении ребёнка. Сколько слёз, синяков, укоров, предательств удалось бы нам тогда избежать! Но мы предпочитаем снова и снова наступать на одни и те же грабли, позволяя своей душе лениться.
Социологи утверждают: в большинстве семей способы силового давления и методы физического наказания являются основными при решении «острых» вопросов во взаимоотношениях родителей с детьми. Отвергнутые теоретически, телесные наказания как форма принуждения по-прежнему существуют во многих современных семьях. А ведь значение физической боли даже уступает тому позору, попранию человеческого достоинства, которое оно с собой несёт. Более того, оно отражается не только на наказанном, всю жизнь обречённом носить на себе клеймо унижения, но и на исполнителях, допускающих применение наказаний, не соответствующих современным моральным и правовым нормам.
Как же быть? Чем заменить такой широко распространённый метод воспитания, как физическое воздействие на ребёнка, способное дать лишь косметический эффект – давайте подумаем вместе.
Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Васькино священник Александр СМОЛИЕВСКИЙ и его супруга матушка Светлана – люди, хорошо известные односельчанам. Знают их ещё и потому, что Смолиевские всегда активно занимаются досугом детей, как собственных, так и проживающих с ними по соседству. Словом, воспитательский опыт у отца Александра немалый.
— Отец Александр, позвольте начать с цитаты. В Книге притчей Соломоновых (глава 13) читаем: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Как эта древняя мудрость может быть сопоставима с тенденциями современной педагогики, отрицающей любые формы телесного наказания?
— Тенденции и настроения приходят и уходят, а великий смысл библейских заповедей остаётся нетленным, надо только читать их не буквально, а всматриваясь очами духовными. Конечно, неправ будет тот, кто на знамя своих педагогических методов водрузит розгу или отцовский ремень. Физическое воздействие ни в коем случае не должно быть панацеей от всех бед, оно не может быть применимо к каждому ребёнку и к любой ситуации. Хороший воспитатель хранит в своём арсенале разные методы воздействия — от кнута до пряника. Могу согласиться, что иногда, в исключительных ситуациях, приходится заставить себя применить «кнут». Только делать это надо в уверенности, что ребёнок понимает, за что ему так крепко влетело. И особенно важно, чтобы в этой ситуации у взрослого не возникало желания ударить ребёнка. Это должно идти через пересиливания самого себя, своей любви к ребёнку. И если ребёнок видит, что применение жёстких мер по отношению к нему вызывает у родителей не садистское удовольствие, а боль, гораздо большую, чем досталась ему самому, поверьте, он постарается впредь не расстраивать взрослых непослушанием.
— Отец Александр, а вас в детстве наказывали?
— Конечно, как все любящие родители. Мама, например, могла стегануть авоськой – помните такой атрибут каждой семьи? Было совсем не больно, но понимание совершения чего-то из ряда вон выходящего присутствовало, и заставляло раскаиваться, просить прощения – не из-за страха, а от стыда. А отец применял такое наказание: он клал нас, детей, на диван и бил ремнём рядом, по дивану. Это была лишь имитация физического наказания, но она на нас действовала отрезвляюще. Теперь я понимаю, что это гениальное решение, тонкий компромисс. Вспоминая об этом, я не нахожу в себе страха, не чувствую желания отомстить.
— Итак, если отцовский ремень – это средство исключительное, то какого рода проступки заслуживают его применения — опасные для жизни? Или связанные с переступлением каких-либо нравственных законов?
— Скорее всего, второе.
— Как?! Разве жизнь ребёнка не есть самое важное и самое ценное?
— Именно так. И чтобы её сохранить, как раз и нужно слушаться родителей, то есть выполнять нравственные заповеди. С малых лет ребёнок должен понять, что запрет играть с огнём или испытывать судьбу на краю пропасти вызван не «вредностью» старших, а их жизненным опытом, желанием оградить дитё от опасности. Потому уважение к отцу и матери – одна из главнейших заповедей, и если хотите, серьёзная гарантия личной безопасности ребёнка. В Библии неоднократно о том говорится, и не иносказательно, а напрямую: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх.20,12).
Хочу добавить, что не разделяю культ ребёнка, сложившийся в современных педагогических доктринах. В иерархическом порядке семьи ребёнок никак не должен занимать исключительное, главное место. Центр семьи – отец и мать. А перевёрнутость этих устоев приводит к тому, что у нас сейчас много проблем как с воспитанием подрастающего поколения, так и огромная проблема с одинокими людьми престарелого возраста, которые остаются совершенно лишёнными внимания и помощи со стороны детей. Не следует ломать закономерности, выверенные веками – именно тогда мы даём ребёнку шанс на долгую счастливую жизнь.
Увы, большинству из нас памятны не самые приятные минуты детства, когда нас наказывали взрослые. Самое страшное, что этот горький опыт обид и унижения врезается в память… как единственный способ добиться послушания собственных детей! Посильно ли воспитателю оборвать эту тягостную цепочку? Об этом беседуем с психологом Учебно-методического центра Управления образования Чеховского района Тамарой КОРОБЕЙНИКОВОЙ.
— Тамара Михайловна, почему взрослые так часто кричат на своих детей и шлёпают их?
— В большинстве случаев это происходит тогда, когда родители теряют терпение, устают от проблем на работе, домашних неурядиц. А тут ещё этот непоседа, которому уже несколько раз повторяли, что делать можно, а что нельзя, а он всё равно ничего не понял… Однако даже лёгкий шлепок – не выход из ситуации. К любому применению силы у многих детей вырабатывается внутренний протест, возникает чувство того, что его не любят. И такой негатив может впиться в память на всю жизнь.
Более того, если постоянно кричать на детей, у них может выработаться определенная защитная реакция. Ребенок будет делать понимающие глаза и поддакивать, пропуская весь смысл сказанного мимо ушей, либо будет орать в ответ и поступать ещё хуже. Повышать голос на ребёнка следует только в самых исключительных случаях. Например, чтобы уберечь его от опасности: «Стой, опасно!».
— Может быть, в подобных форсмажорных ситуациях стоит сделать не только словесное, но и физическое внушение?
— Даже наши далёкие, не слишком образованные предки знали, что если и хлестнуть хворостиной ребёнка для острастки – то лишь по «мягкому месту», ни в коем случае ни по лицу, не по голове. Современная наука доказала, что если бить маленького ребенка за «плохие» слова по губам, у того может затормозиться речевое развитие, если бить за какие-то определенные действия – будет угнетаться двигательная активность и творческая деятельность в целом. За торможением подобных процессов обычно следует и отставание умственного развития. У ребёнка может сформироваться комплекс неполноценности, развиться пассивность, замкнутость, тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Пытаясь избежать этих ужасных чувств и недовольства родителей, маленький человек начинает лгать, и ложь становится для него чем-то выгодным и стабильным.
— Как же вести себя взрослым?
— Уже в возрасте от года ребёнку нужно начинать объяснять, что хорошо, а что плохо. При этом важно быть готовым к тому, что он не сразу всё это воспримет. С малышом нужно разговаривать, расставляя все по полочкам. Самое лучшее наказание в возрасте от полутора до трёх лет — игнорирование, оставление в одиночестве, манипуляция тоном (но не криком!), лишение какого-нибудь удовольствия (разумеется, не продуктов питания, фруктов, прогулок на воздухе и т.п.). Необходимо помнить, что самый лёгкий и надёжный способ избежать какого-либо наказания – перевести нескончаемый поток энергии ребёнка в другое русло, проще говоря, отвлечь его!
В возрасте от 3 до 6 лет ребёнок уже отличает хорошее от плохого. Именно в этот период самым эффективным способом воспитания являются разговоры. Если он провинился – усадите его одного в кресло, предложите подумать о совершённом проступке, осознать те неприятности, которые он доставил себе и близким. Но ни в каком возрасте ребёнка нельзя бить!
Запомните: никакая власть не может заставить ребёнка творить и развиваться, сделать его счастливым и преуспевающим. И главное — она не может заставить детей любить нас.
Ребёнок фантазирует или уже обманывает — где грань? Как реагировать родителям, когда дети говорят неправду? И как самим не провоцировать на ложь?
У меня не было такого, как в фильмах, когда сын и отец у костра сидят, и отец говорит: «Сынок, когда-нибудь ты станешь взрослым…» Поэтому приходится внутри своей семьи постоянно биться об углы непонимания. А мы, взрослые верующие люди, должны стараться своих детей к браку подвести максимально подготовленными.
Семь из семи человек, честно прочитавших эту книгу единодушно говорили о том, что будто заново пережили яркие моменты своего детства – пусть фрагментарно, пусть отрывочно, пусть неполно, но зато как правдоподобно!
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.