«Настольные игры вытесняются компьютерными», «популярность настольных игр сходит на нет», – такие утверждения можно услышать довольно часто из уст разных людей. Тем не менее, заменить настольные игры нечем, и потому они продолжают бурно развиваться.
Компьютер стал неотъемлемым атрибутом жизни не только взрослых, но и детей. Даже ученики младших классов приносят в школу домашние задания в напечатанном виде. Разумная эксплуатация современных технических достижений облегчает жизнь.
Но есть и обратная сторона медали. Многие говорят: компьютерные игры сужают круг интересов ребенка, способствуют его стремлению создать свой собственный закрытый мир и уходу от реальности. Да, игры бывают красочны и увлекательны настолько, что ребенок в них погружается, играет часами, и это сильно сказывается на его нервной системе и может даже привести к психическим расстройствам. Но это крайность! Крайность, которая часто заставляет родителей бояться следствия, не задумываясь о причине.
«Попытка полностью оградить ребенка от компьютера бессмысленна, – говорит детский психолог, директор цента «Точка Пси» Марина Битянова. – В современном мире сложно жить без использования ПК. А что касается компьютерных игр, то от родителей требуется тщательно контролировать всего два параметра: объем и качество. Необходимо ограничивать время, проводимое за компьютером, и следить за качеством самой игры – тогда опасности никакой не будет».
Главный же недостаток компьютерных игр, лежащий, казалось бы, на поверхности, родители часто не замечают.
«В настольных играх всегда происходит живое общение, рождаются живые чувства, ребенку во время этих игр необходимо налаживать коммуникации. Всего этого нет в компьютерных играх. И если ребенок слишком часто сидит за монитором, пытаясь пройти очередной уровень “бродилки” или “ стрелялки”, скорее всего надо подумать, почему он уходит в другую реальность, в чем его проблема?» – рассказывает Марина Ростиславовна.
Мир компьютерных игр – это, по сути, субкультура. Общество всегда настороженно относится к любому нестандартному поведению. Хиппи, панков, ныне популярных эмо и поклонников компьютерных игр часто воспринимают как «ступивших на скользкую дорожку», и гораздо реже пытаются найти причину ухода детей и подростков в субкультуру. Нередко дети «уходят» в компьютер, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество, или потому, что им трудно общаться с домашними. Стоит избавить ребенка от основной проблемы, как он легко отказывается от компьютерных игр.
Не сами по себе компьютерные игры «зло». Проблема не в них, а в зависимости, которая, как оказалось, может возникать также и от ролевых настольных игр. На фестивалях настольных игр всегда можно встретить группы слишком увлеченных старшеклассников. Они сами рассказывают, что посещают клубы, участвуют в фестивалях, каждый день играют с друзьями.
Чтобы ребенок не слишком увлекался играми, родителям стоит следить за тем, во что ребенок играет, и за тем, чтобы развлечение не длилось больше часа. И, самое главное, налаживать семейные отношения, разговаривать с ребенком и играть в настольные игры вместе с ним.
Настольные игры – это один из способов поддерживать и сохранять прекрасные отношения родителей с ребенком. Кроме того, они помогают развивать логику, воображение, эрудицию, получать навыки общения со сверстниками.
«Любая игра развивает, потому что она находится вне каких-либо рамок, она свободна и опирается на воображение, – поясняет психолог Марина Битянова. – Ребенок находится в пространстве “как бы”, которое его захватывает и в то же время помогает организовывать модели поведения, существующие в реальном мире. Кроме того, в игре есть правила, которые ребенок принимает и поддерживает по собственному желанию. Игра – это маленькая модель жизни, и если он ее удерживает, в дальнейшем ему проще социализироваться во взрослом мире».
Для каждого возраста – свои игры. Цель игр для малышей – научить ребенка какой-то конкретной деятельности. В десять лет спектр интересов расширяется, и ребенку уже нужно адаптироваться в реальном мире, а не оставаться в мире фантазий. А в возрасте от 5 до 7 лет пространство «как бы» захватывает ребенка максимально сильно, и именно в этот период он переживает игру наиболее серьезно и драматично.
Но главное в игровом мире – это проявление личности ребенка. Именно самобытная и яркая личность выбирает ту или иную игру в зависимости оттого, что именно ребенок хочет развивать – фантазию или интеллект, а может быть для него сейчас важнее внимательность и ловкость?
Игра – это игра, и всегда ей должна оставаться. Если у ребенка что-то не получается, не следует его заставлять, и уж тем более ругать и наказывать. Найдите другую игру, которая вызовет больший интерес и будет по силам.
А всегда ли ребенок должен быть победителем? Стоит ли родителям поддаваться во время игры? Только поначалу, считает детский психолог Марина Битянова: «В период обучения, конечно, необходимо показать ребенку, что он может справиться с поставленной задачей. В дальнейшем же поддаваться не стоит. А когда родители проигрывают, им стоит подавать пример поведения: не скрывать, что они расстроены, но демонстрировать умение справляться со своими эмоциями».
Многих родителей расстраивает, что ребенок не любит интеллектуальные игры. На самом деле, в этом нет ничего страшного – он может находить для себя и другие пути развития. Тем не менее, если папа и мама все-таки хотят воспитать в ребенке привычку к интеллектуальным развлечениям, то им необходимо уделить большое внимание обучению, объяснению правил и тренировке. К игре, например, в скрэббл или его отечественный аналог «Эрудит» детей надо готовить постепенно с помощью более простых игр, имеющих подобный принцип – сперва лучше потренироваться на «Бычках и коровах», где вместо букв используются цифры по принципу четные и нечетные.
Сколько времени можно играть в настольную игру? «По ребенку всегда видно, когда он устает, – объясняет психолог. – Если он начинает отвлекаться, то игру стоит прекратить. Иногда дети слишком увлекаются, становятся гиперативными – тогда бывает сложно прекратить игру, но это необходимо. В среднем для ребенка 5-7 лет хватает получаса, чтобы наиграться».
Первые настольные игры появились около трех тысяч лет назад. Древнейшие способы досуга развивали математические способности, логику, интеллект. Шахматы, шашки, нарды – все это популярно и по сей день, играют в них обычно двое, а игра увлекательна, только когда противники примерно равны по силам.
Все новые и новые разнообразные виды настольных развлечений продолжают появляться и сейчас. Чего стоит хотя бы «Монополия», которую в ХХ веке как диковинку привозили из-за границы и играли всей семьей, а то и несколькими семьями!
Для игры в одиночку можно посоветовать пазлы. Пазл был придуман в XVIII веке, географом и педагогом Джоном Спилсбери, решившим разрезать географическую карту Англии и Уэллса на графства, чтобы ученики смогли иметь более глубокое понимание того, как устроена их страна. Идея понравилась миру. Спилсбери «порезал» еще несколько стран и стал продавать необычные головоломки в своей лавке. Постепенно пазлы из учебного материала превратились в развлечение для аристократии, помимо удовольствия дающее возможность развивать логику, память, внимание и воображение.
В переводе с немецкого «Прыг-скок!». Фишка-кролик «прыгает» по картинкам с изображением самых разных предметов, а игрок пытается вспомнить, что спрятано под фишкой, тренируя тем самым память и внимание. Фишек в игре три, но с детьми до пяти лет можно играть и двумя. Интересно, что в «Прыг-скок!» дети часто обыгрывают взрослых.
Это командное соревнование в отгадывании слов или словосочетаний. Существуют детский и взрослый варианты. Игроки должны угадать по рисунку, пантомиме или объяснениям одного из членов команды слово из карточки. На каждое понятие дается определенное время: в комплекте есть песочные часы. Успели правильно объяснить – передвигаетесь по игровому полю, нет – остаетесь на месте. Игра развивает воображение, смекалку, умение нестандартно мыслить, а кроме того она очень веселая. «Activity» рассчитана на большое количество игроков. Команд может быть несколько, но как минимум должно быть две команды, хотя бы с двумя игроками в каждой.
В игру так же, как и в «Activity», играют и молодежь, и взрослые, и дети. Даже через десять лет после появления она остается одной из самых популярных игр в Европе. Прелесть ее в простоте. Игрокам раздаются карточки, на которых изображены фрукты и ягоды: бананы, лимоны, сливы, клубника… Все участники по очереди кладут на стол по одной карте. Необходимо, чтобы собралось пять одинаковых фруктов, например, пять бананов. Как только это произошло, пора позвонить в звоночек, стоящий на середине стола. Кто первым успел, тот и забирает карты. Выигрывает тот, кто собрал все карты. Детей игра обучает счету и развивает внимательность.
***
Напоследок все-таки попробуем ответить на вопрос, почему компьютерные игры не вытесняют настольные? Сейчас уже происходит симбиоз современных технологий и старых добрых настольных игр, и ряд компаний делает настольные игры электронными. На первый взгляд, усовершенствованная электроникой настольная игра похожа на несколько квадратов картона, но на самом деле каждый квадрат – это маленький миникомпьютер, оснащенный камерами, сенсорами и маленькими органическими экранами. Тем не менее, и здесь, в отличие от досуга за компьютером, у ребенка остается поле для фантазии и возможность для общения с другими игроками. А ведь именно это самое важное в игре!
Думал ли он когда-то, играя и даже создавая сетевые городские игры на популярной международной платформе Encounter, что лет через десять будет придумывать и загружать в хорошо знакомую админку квест для своего сына?
«Поиграл, убери за собой игрушки!» Но есть игры, которые нельзя каждый вечер разрушать, чтобы на следующий день собирать заново.
Уже через пять минут начинается: «я устал», «ноги болят», «надо купить леденец», «пошли опять в море», «дай телефон»… Можно, конечно, и, правда, дать телефон, но нужно ли? Для таких случаев мы и придумали эти игры.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.