Как говорить с подростком о таком хрупком, таком сокровенном чувстве – о любви? Как объяснить ему, что любимого надо оберегать, принимать и уважать его внутренний мир? Как вообще начать разговор об этом? Все эти вопросы особенно актуальны, если учесть, что мы сами, родители, далеко не всегда способны соблюдать простые и важные правила человеческих отношений…
В одном городе, наполненном машинами, жил молодой человек. Однажды, путешествуя на своем механическом коне далеко за пределами родного поселения, там, где были живые цветы и деревья, он встретил девушку. Такие разные герои – дитя природы и обитатель искусственного мира – полюбили друг друга, поженились, но… Механический мир не смог заменить девушке привычную ей жизнь.
Историю этой пары рассказывает мультфильм Андрея Шушкова «Изобретение любви». Понятно и просто 24-летний автор, выпускник СПБГУКИ (это, кстати, дипломная работа), раскрывает сюжет. Рельефно и четко создает атмосферу с помощью выбранного им стиля – стимпанк.
Стимпанк – направление научной фантастики, развивающее идею, что мир застыл на технологиях второй половины XIX, в совершенстве освоив механики и технологии паровых машин; стилистика стимпанка распространена в литературе, графике, дизайне, фильмах и т.д., и именно ее выбирает Шушков. А выбранная стилистика в свою очередь рождает сюжет.
«Когда летом 2008-го, я увлекся стимпанком, – говорит Андрей, – в моей голове начал зреть замысел создания анимационного фильма в этом стиле. […] Сценарий много раз переписывался и дорабатывался разными силами. В итоге он получился слишком громоздким. Это был самый настоящий стимпанк со всеми его атрибутами: антиутопией, повстанцами, восстанием, корпорациями, роботами, битвами. Там история выходила на полнометражный боевик, скорее сюжет для аниме или для молодежного кинобоевика.
Я понял, что этот проект не поднять, и, отказавшись от сценария, провалился в яму творческого кризиса, в котором дни тянулись медленно, а мрак закутал весь мой позитивный настрой. […]
Как-то я ехал в метро, и вот вдруг ни с того ни с сего ко мне в голову влетела история. Она четко сформировалась в виде: «А что если девушка встретит любовь и уедет с ней из деревни в промышленный город, но не сможет там выжить?». Сразу начали появляться кадры из мультфильма». («Making Of анимационного фильма «Invention of Love»», Render.ru)
Мир, наполненный паровыми машинами, шестеренками, железками и винтиками, изображен в стиле силуэтной анимации. Мечтой автора было сделать его из настоящего материала – картона, ткани, металла, пластилина, но, подсчитав, сколько на это нужно времени и денег, Андрей был вынужден отказаться от этой идеи и сделать мультфильм с помощью компьютерной графики. Но, может быть, это даже хорошо, потому что настоящие материалы создавали бы уже несколько другое настроение и другую атмосферу.
Атмосфера же «Изобретения любви» — сурова и изящна. Мир главного героя прекрасен и подавляющ. Гениальные изобретения, механика, способная создать все – от простой нужной в быту машины до цветка, животного и даже человека – все это величественно, удивительно, но… Но пусто и мертво.
Наверное, именно привычка жить в холодном, жужжащем шестеренками, существующем по четким схемам городе виновата в том, что герой не увидел, не заметил, не смог понять теплое, живое, настоящее. И только когда этого уже не было рядом, и он постарался воссоздать любимую в механике, стало понятно – не то!
Посмотрев мультфильм, можно обсудить тему дальнейшего развития цивилизации, урбанизацию, механизацию и компьютеризацию. Можно поговорить о человеческом непонимании. Но на самом деле, все это – вторично. А первична – любовь, которую люди в современном мире свободных отношений часто, как герой фильма – завявший цветок, выбрасывают за ненадобностью.
Пять фильмов, которые позволяют поразмышлять о том, возможна ли дружба между взрослым и ребенком и что она может дать одному и другому.
Кинообозреватель Павел Гайков выбрал несколько нашумевших кинопроектов (кое-что из этой подборки может удивить), которые показывают, что происходит с образом отца в современной медиакультуре.
Фильм Влада Фурмана «Родитель» — взгляд на наркотики не с точки зрения потребителей, а с точки зрения их отцов.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.