От редакции: Взрослые могут по-разному относиться к мультфильмам – кто-то разрешает ребенку смотреть долго и много, чтобы в то время, пока малыш увлечен яркими картинками, заняться своими делами, а кто-то старается ограничить просмотр коротким промежутком времени. А дети – все без исключения – мультфильмы любят.
И здесь уже задача родителей не в том, чтобы лишить ребенка этой радости, а в том, чтобы эта радость была бы еще и полезная или хотя бы не вредная.
Сегодня много говорят о том, что предлагаемые современному юному поколению мультфильмы жестоки, негативно действуют на психику, безвкусны… Но всему этому мульт-беспределу есть альтернатива, и выбирать есть из чего.
Журнал «Батя» открывает новую рубрику. В ней мы будем рассказывать о полюбившихся нам анимационных фильмах и немножко возвращаться в детство. Призываем также и вас, дорогие читатели, делиться своими положительными впечатлениями, а также предупреждать о тех современных «шедеврах», которые не надо показывать ребенку.
***
Московский метрополитен – это и памятник, и особый мир, но, к сожалению, за постоянной давно уже не только в часы пик толчеей, шумом-гамом и грязью, мы перестали замечать его прелесть.
Мне в детстве было интересно ездить в метро. Первые восторги вызывали у меня огромные серо-металлические автоматы для размена мелочи. Затем следовало целое приключение по преодолению (не без страха) турникетов. Кажется, на ближайшей в то время к нашему дому станции не было эскалатора, и поэтому эта радость чаще всего была завершающим поездку этапом. Ну, а ожидание появления из тоннеля синего блестящего поезда, желтый свет вагонных ламп, те небольшие отрезки пути, когда поезд несется не сквозь подземную тьму, а неторопливо едет по мосту через Москва-реку… – как все это описать?
Может быть, я ошибаюсь, и это мне самой просто уже много-много лет недоступны эти радостные впечатления, но все-таки сегодня метро уже не вызывает у наших детей ощущения чего-то особенного. По разным причинам. Но, с другой стороны, фантазия ребенка умеет все превратить во что-то необычайное. Иногда только нужно ей немного помочь.
В 2006 году оригинальный взгляд на метрополитен Анастасии Журавлевой в ее мультфильме «Осторожно, двери открываются» вызвал восторги всего российского анимационного сообщества.
Один мультипликационный день московской подземки возник из случайного взгляда на карту метро и собранных всеми преподавателями и студентами студии «Шар» пуговичек, которые спешат по своим делам, встречаются и расстаются, рассматривают знаменитые мозаики – в общем, живут своей жизнь.
«Я просто однажды ехала в метро, смотрела на схему и вдруг поняла — это же пуговицы. Тут еще большая импровизация была на ходу, что-то было готово к началу съемок, что-то рождалось на съемочной площадке». (Анастасия Журавлева, Телеканал «Культура»)
Для взрослого зрителя-пассажира здесь все будет узнаваемо – и непрерывный поток спешащих утром на работу горожан, и ожидание свидания под скульптурой на «Площади революции», и задетый грубым плечом старичок-ветеран, и вечерние пьяные… Вся наша взрослая суета копошится на платформах-выкройках.
Для зрителя-ребенка будет увлекательна сама эта пуговично-ниточная жизнь, герои которой, несмотря на то, что обитают, в общем-то, неподалеку – в маминой коробке для рукоделия, – смотрят с экрана своими дырочками-глазками и кивают булавочными головками совсем как настоящие пассажиры.
А ведь, и правда, настоящие – каждый день миллионы пуговичек и застежечек толкаются в вагонах, проносятся по подземным коридорам, поднимаются и спускаются по лестницам на куртках и пальто, юбках и брюках, сумках и рюкзаках своих хозяев. А кто-то из них так и остается, потерянный, здесь.
Всего пять минут, которые стоит посмотреть вместе с ребенком и после которых, возможно, вместе с ним вы тоже захотите построить какой-то свой макет окружающей действительности из подручных материалов.
Пять фильмов, которые позволяют поразмышлять о том, возможна ли дружба между взрослым и ребенком и что она может дать одному и другому.
Кинообозреватель Павел Гайков выбрал несколько нашумевших кинопроектов (кое-что из этой подборки может удивить), которые показывают, что происходит с образом отца в современной медиакультуре.
Фильм Влада Фурмана «Родитель» — взгляд на наркотики не с точки зрения потребителей, а с точки зрения их отцов.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.