Как рассказывать детям о святых? Кто это такие и что у них может быть общего с выдуманными героями, любимыми современными детьми? Какие бывают святые и чем отличается их образ жизни от нашего? Журнал «Батя» продолжает серию публикаций о Божьих угодниках.
Читайте также:
Один юноша стал учеником мастера. Он долго постигал ремесло, достиг совершенства, и на прощание наставник подарил ему волшебный лоскут. Если потереть им металл, то он превращался в серебро, а если наложить этот предмет на рану, то она заживала, больной исцелялся, и на коже не оставалось ни одного следа.
Бродячий сказочный сюжет об упорном труде и вознаграждении за усердие помогает понять подвиг преподобных, жития этих святых стали основой и образцом для агиографического жанра. По распространенности и разнообразию ситуаций их можно сравнить со сказками о поиске принцессы или принца.
Во второй половине III века Церковь наслаждалась относительной свободой. Жестокие гонения Диоклетиана были еще впереди, христиан стало больше, и они немного «понизили планку». Жили обычной жизнью, ходили в храм по воскресеньям, торговали, женились, рожали детей, ходили в театр. Большинство верующих устраивала такая ситуация, но были люди, которые не хотели быть «просто христианами». Их душа жаждала особых подвигов, «приключений», трудов и страданий.
«Преподобный» – это монах или монахиня. В те времена они жили в египетской пустыне, где было очень, очень страшно. Днем нещадное солнце, а по ночам холод, вокруг ни души, бегают дикие звери, ползают змеи и скорпионы, нет воды. В этот неприветливый мир бегут люди, желающие послужить Христу.
Первыми иноками были Павел Фивейский, проживший в отшельничестве более 90 лет, и Антоний Великий.
В IV веке в одном из центров древнего монашества, Нитрийской пустыне, растянувшейся в 30 километрах от Александрии, обитало уже около 20 тысяч молитвенников.
Знатные вельможи и простые крестьяне, ученые и простецы отправлялись учиться азбуке Спасения: молитве, послушанию и посту.
Сейчас эти слова кажутся нам затертыми, но тогда они звучали необычно и ново. Во многих патериках (сборниках изречений или кратких историй из жизни обитателей какой-то местности или монастыря) есть рассказы о послушниках, которые бежали к своему наставнику, бросая все, даже не на полуслове, а на полубукве. Еще монахи сажали морковку корнями вверх, годами не мылись и несколько раз в неделю питались хлебом с водой.
Зачем они это делали? В этом не всегда была привычная логика, но, подобно усердным ученикам из сказок, преподобные отправлялись на поиски Счастья и искали все новые пути ко Спасению.
Два основателя русского монашества – Антоний и Феодосий Печерские были очень разными людьми. Преподобный Антоний не хотел управлять обителью, а жил одиноко в затворе, удалившись в пещеру, где и принял юношу, постриг в монахи и сделал одним из первых своих учеников. Он увидел его таланты и развил их, и Феодосий смог сделать Киево-Печерский монастырь культурным центром и процветающей обителью.
Конечно, на этом пути не все было гладко. Например, после смерти святых (Антоний умер в 1073 году, а Феодосий — в 1074) иноки стали ссориться друг с другом, кто-то убегал из монастыря, а потом возвращался, не всегда монахи хорошо выполняли свое служение по отношению к больным и несчастным… В жизни не все идеально, но как и в сказке, на пути преподобных встречались плохие и хорошие люди, бесы, мешавшие спасись, и ангелы, помогавшие двигаться дальше.
Каждый из этих святых шел по своему пути: кто-то становился епископом, кто-то иконописцем, поваром, привратником у монастырский дверей… Но в конце концов они все умирали – учеба в школе жизни заканчивалась.
После «выпускного вечера» их не ждали, как в сказках, золотые горы или волшебные лоскуты, но они, наконец, встречали Того, Кому посвятили всю свою жизнь, видели своих учителей – древних отцов и понимали, что жизнь свою прожили совсем не зря. А на их место уже спешили новые иноки, которые тоже хотели отречься от мира и постигать удивительную науку. В этом постоянном ученичестве и скрывался главный секрет привлекательности подвига преподобных.
У меня не было такого, как в фильмах, когда сын и отец у костра сидят, и отец говорит: «Сынок, когда-нибудь ты станешь взрослым…» Поэтому приходится внутри своей семьи постоянно биться об углы непонимания. А мы, взрослые верующие люди, должны стараться своих детей к браку подвести максимально подготовленными.
У священника Константина Островского — четверо взрослых сыновей, один из которых епископ, а еще двое священники. Как ему удалось воспитать детей в православной традиции?
В поселке Тярлево под Петербургом есть храм, сама история которого – иллюстрация преемственности. Теперь в нем служат два отца Александра Порамовича – отец и сын. «Батя» поговорил с ними о о семейных традициях, детско-подростковых взаимоотношениях со сверстниками и воспитании в сложные времена.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.