— Куда разогналась!? Стой!!! Юля, посмотри на меня. Пишем медленно… очень медленно… Юля, стой! Пишем медленно, очень медленно…
В который раз, спокойным уверенным тоном. Наступаю на горло песне. Моя первоклассница старательно выводит прописные буквы. То и дело пытается сорваться в галоп и побыстрее завершить невероятно скучное задание в ученической прописи. Четыре-пять несложных предложений, которые нужно вывести аккуратно, обойтись без помарок и пропущенных букв.
Моя задача — удержать ребенка от скоропалительности, остановить и настроить на скорость хорошей черепахи. В ответ то и дело недовольное пыхтение. Я пропускаю его мимо ушей. Ребенок, поджав губы, нехотя подчиняется и вновь принимается за нудное занятие, напоминающее переборку риса.
— Над моим стоять нужно! — жалуются друг другу мамы первоклассников. — Сам ничего делать не хочет…
Любопытно, а чего они хотели? Это же дети. Над ними действительно нужно стоять и делать это именно сейчас, пока маленькие. Пока сам что-то понимаешь в домашних заданиях. Оглянуться не успеешь, как пойдут физика и химия и геометрия. Для многих родителей начнется темный лес. Уже не постоишь, не приучишь и уж тем более не подскажешь. Поэтому делать уроки вместе с ребенком нужно, пока есть возможность.
Я стою каждый вечер над своей первоклашкой именно для того, чтобы через пару-тройку лет полностью освободить себя от излишних забот. Надеюсь, что к тому времени она уже поймает нужный настрой, ритм, волну. Привычка делать уроки будет сродни чистке зубов и утреннему умыванию.
Выполнить домашнее задание, все равно, что бросить бумажку в урну. Взрослым неряхам бесполезно прививать чувство аккуратности и чистоплотности. Такие качества прививаются только в детстве. Впрочем, аккуратиста тоже ничем не исправить…
За окном яркое апрельское солнце, во дворе крики одноклассников, но мы продолжаем медленно пыхтеть. Скоропись в нашем случае злейший враг. По опыту старших детей знаю, почерк ставится только в первом классе. Мышечной памяти, мелкой моторике нужно привыкать к ручке и алгоритму выведения каждой конкретной буквы. Если научимся медленно писать сейчас, то потом ничего не помешает писать быстро. На автомате.
Знаю, что в школе подобный принцип неприменим, и классные задания тому подтверждение. Тетрадь пестрит помарками и ошибками, ведь учитель не может стоять над каждым. Я смотрю на это сквозь пальцы. Сейчас не то время, когда нужно работать на оценку. Сейчас время просто учиться, причем именно дома. Да и много ли значат, те школьные оценки? В эпоху ЕГЭ они ничего не значат. Дай Бог здоровья тому человеку, который придумал столь замечательную схему как Единый Государственный Экзамен. Его многие ругают, но я-то знаю — только благодаря нему можно учиться без оглядки на сиюминутные успехи.
Сегодня можно часто услышать жуткие истории о том, как сильно волнуются дети перед сдачей ЕГЭ. Руки трясутся, родители падают в обмороки. По-моему, волнение перед экзаменом — вполне нормальное явление. В моих воспоминаниях о выпускных школьных экзаменах столь же четко отложился запах валерьянки, хотя мы сдавали их по старой привычной методике — по билетам. Переживали и тогда, наши дети переживают и сейчас. Нет в этом ничего нового.
Благодаря ЕГЭ мне не придется в будущем ругать ребенка за возможные «тройки» или сетовать на учительскую предвзятость. За все одиннадцать или девять лет обучения в школе будет иметь значение всего одна единственная оценка. Самая последняя. Та, что будет выведена машиной, а не человеком. Не за красивые глаза, и уж тем более не за накопленные обиды. Эта оценка будет выставлена за истинные знания.
Мне плохих учителей в жизни не попадалось. Никогда, ни разу в жизни. Сейчас то и дело слышно — учитель загнобил ребенка. Ставит ему несправедливые оценки, придирается, угнетает самооценку развивающейся личности и прочее в том же репертуаре. Можно, конечно, говорить о перекосе моральных принципов и смещении нравственных ценностей в отечественной педагогике. Только бесполезно. Жить ребенку не с конкретным учителем, а с полезной начинкой под корой головного мозга.
Мой старший сын учился в обычной школе. Когда перешли в пятый класс, началось знакомство с новыми учителями. Преподаватель русского и литературы попалась — та еще. Женщина принципиальная, бескомпромиссная и, как нам казалось, крайне вредная. В начальной школе случалось всякое, пацан есть пацан. Однако при должном контроле и нашей настойчивости показывал чудеса правописания. Прописи и тетради радовали хорошими и отличными оценками.
В средней школе все кардинально изменилось. Мы словно в стену уперлись. Оценки сплошь «3» и «4». Как ни бились по вечерам с уроками, как ни зубрили правила, как ни ругались, как ни уговаривали — выше «хорошистов» прыгнуть не могли. В итоге заподозрили учителя в предвзятости. На первом же родительском собрании, через месяц после начала учебы выяснилось — мы такие не одни. Все отличники нашего класса что называется «съехали». Естественно началось возмущение родителей и бунт бабушек. И ладно бы учила наших детей вчерашняя девочка из педагогического колледжа. Но нам попался педагог со стажем, конкретная такая училка — непробиваемая, полностью уверенная в собственной правоте и колоссальном опыте.
Вызвали директора, та руками только развела — ничего не могу поделать. И увольнять не за что. Придирки, а точнее, высокая требовательность — слишком слабая аргументация для лишения заслуженного педагога работы.
На собрании учитель совершенно спокойно выслушала массовые упреки и убила всех одной фразой: «Здесь есть хоть один человек, который знает русский язык досконально? Ну так докажите мне это!» Среди родителей желающих не нашлось. В общем, по ее сугубо субъективному мнению, «Русский язык» невозможно постичь на 5 баллов в принципе. Слишком он многогранен и многосторонен. Оспорить мнение учителя никто не осмелился.
— Даже не пытайтесь заставить меня ставить нужные вам оценки. Ваши дети ходят в школу не за «пятерками», а за знаниями. Поэтому в классе все буду решать только я. И оценивать знания ваших детей буду только я, — прозвучало обидное на прощание. Из школы выходили в растрепанных чувствах. В голове бушевало ощущение бессилия и обреченности.
Надо отметить, что в пятом классе, количество детей увеличилось. К нам перешли выпускники элитной начальной гимназии. Программа обучения там рассчитана только на четыре года, после которых дети традиционно продолжают образование в обычной школе. Естественно, по уровню вполне здоровых амбиций выпускники гимназии (но особенно их родители) оказались гораздо выше нас и наших детей.
Элитная школа внедряла совершенно передовые технологии преподавания. Я уже не говорю об отношении педагогического коллектива к детям влиятельных и состоятельных горожан. Для них разговор с нашей «училкой» стал равносилен пощечине. Это было похоже на падение с небес на грешную землю. Впрочем, мы тоже чувствовали себя не лучше.
Никто не удивился, когда многие родители вчерашних гимназистов заявили о готовности перевести своих чад в другую школу. Попутно была написана целая стопка жалоб в областной Минобр.
Мы же побухтели, поволновались, успокоились и разошлись. Уже дома, остыв, пришли к выводу — таких учителей в жизни будет много. Сначала в школе, потом в колледже или университете. Дальше армия, где в принципе не учитывается чье-то отдельное мнение. Да если так разобраться, то любой трудовой коллектив возглавляет начальник «со своими тараканами». У каждого директора свои взгляды на жизнь и придирки. И с этим придется как-то жить.
Решили учиться по принципу «Хочешь получить 4, значит учи на 5». Все отговорки сына из серии «Какой смысл напрягаться, когда все равно заработанное не получишь», отметали в зародыше: «Четверка — твоя лучшая оценка!» Мы всего лишь пересмотрели шкалу оценки знаний.
Свою единственную пятерку по русскому языку мы все-таки получили. Именно она пошла в аттестат, всем предыдущим оценкам места в главном школьном документе не нашлось. Дело было на ГИА. Государственная итоговая аттестация — это аналог ЕГЭ, но только в 9 классе. Затем сын сделал выбор в пользу технического колледжа.
Сейчас мы с большой благодарностью вспоминаем свою «русичку». Непробиваемую, принципиальную, вредную и бескомпромиссную. Благодаря ей мы поняли одну простую вещь — не обстоятельства делают человека, а человек делает обстоятельства. Неважно, как тебя оценивают другие, важно, чего ты стоишь на самом деле. Машина и система оценки ЕГЭ понимает только «правильные» ответы и «неправильные» ответы. И если ты действительно знаешь предмет на «отлично», то все прочие оценки не значат ровным счетом ничего. ЕГЭ совершенно все равно — учился ли ты в престижной частной школе или постигал грамоту на чердаке.
Только знания, только опыт и умение воспринимать информации. Последнему могут научить лишь родители. Терпеливо, скрупулезно, словно перебирая рис, как говорится, «стоя над душой».
Мы все слишком любим учиться у добрых, улыбчивых учителей. Но именно это становится причинной многих проблем. «Хороший мальчик» — это не профессия. Водить самолеты и лечить людей должны именно профессионалы. С холодной головой и аргументированным расчетом. Иначе далеко не уедем.
А пока пишем медленно, очень медленно, выводя каждую отдельную букву. За окном яркое апрельское солнце, во дворе крики одноклассников, но я точно знаю — мы все успеем.
Директор школы о том, как выглядит образовательный процесс изнутри.
Многие родители сегодня критически смотрят на школьную систему образования, и в том числе недовольны системой школьного оценивания. Но на самом деле, при правильном к ним отношении школьные оценки важны и нужны не только учителям, но и детям. Зачем?
История, по мнению россиян, входит в пятерку самых важных школьных предметов. И в то же время, именно она вызывает множество дискуссий, споров и даже конфликтов.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.