По материалам беседы с игуменом Иннокентием (Язвиковым), бывшим с 1979 по 1984 гг. секретарем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Беседовал Роман Артюшин.
7 января весь православный мир отмечает один из величайших христианских праздников – Рождество Христово. Ежегодно множество верующих устремляются в центр этого святого торжества, в город Вифлеем.
Здесь каждый может почувствовать на себе чудесное влияние благодати одной из главнейших святынь христианства.
Давайте и мы с вами совершим путешествие в этот славный город, при виде пейзажей которого в сознании оживают многие библейские события.
Уже по сложившейся традиции, в программе Google Earth мы находим свой город, затем вводим в строку поиска Вифлеем, нажимаем Enter, — и от русских январских морозов переносимся на юг, в место рождества Иисуса Христа.
Итак, Вифлеем (ивр., Бейт-Лехем, букв. дом хлеба), находится на возвышенности восточного и западного холмов (724 метра над уровнем моря), которые соединены между собой коротким хребтом. Холмы эти чрезвычайно богаты растительностью и садами маслин, виноградников, фиговых деревьев, как и необыкновенно красивые окрестности древнего города. Сам Вифлеем достаточно небольшой по площади и занимает площадь около 6 кв.км на Западном берегу реки Иордан.
Оказавшись на Святой земле, каждый знакомый с Евангелием начинает погружаться в удивительный мир, в котором потрясающим образом открываются и оживают события, связанные со страницами Ветхого и Нового Заветов.
И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. (Мих. 5:2)
Самыми первыми «туристами», посетившими эти места, можно назвать волхвов, пришедших поклониться воплотившемуся Спасителю мира.
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет. (Мф. 2:1-14)
Давайте вместе пройдем этим путем.
По традиции путь из Иерусалима в Вифлеем совершают представители Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и простые верующие. Это даёт захватывающую возможность переместиться не только в пространстве, но и во времени, оставив современную мирскую суету и погрузившись в ожидание и предвкушение одного из главных событий в истории христианства. Давайте присоединимся к процессии верующих паломников, путь которых начинается от Яффских ворот Старого Иерусалима.
6 января где-то в 8 часов утра она начинает свой путь в город Вифлеем. В былые времена попасть в Вифлеем можно было беспрепятственно, сейчас же на границе между Израилем и Палестинской автономией находится полицейский пост.
Процессия останавливается в монастыре Святого Пророка Илии, который был сооружен в 518 году. Это место знаменито тем, что рядом находится скала, на которой отдыхал пророк Илия.
А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь [и пей]. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь [и пей], ибо дальняя дорога пред тобою. именно здесь остановились волхвы, ведомые чудесной звездой. (3 Цар. 19:4-7)
Здесь святое семейство остановилось у источника во время бегства в Египет. Этот источник называется также «кладезем трех волхвов», по преданию, именно здесь им вновь воссияла звезда, приведшая их с востока в Вифлеем.
Итак, мы в окрестностях города Вифлеема в приятный солнечный день. Дневная температура зимой здесь колеблется от +12 до 14 °С, снег в Вифлееме выпадает крайне редко. И если осадкам уже и суждено выпасть, то снег здесь почти всегда заменяют дожди.
На протяжении всего пути до монастыря временные рамки стираются, и вот уже кажется, что перед нашим взором простирается земля такой, какой она была 2000 лет назад, все проблемы уходят на второй план, мы ждем встречи с рожденным Спасителем мира.
В монастыре совершается краткий молебен, и, по восточной традиции, для поддержания сил, верующих угощают кофе. Проведя в монастыре около двух часов, почувствовав на себе восточную гостеприимность и набравшись сил, священнослужители облачаются в красные одеяния и вместе с нами – паломниками – процессия отправляется в Вифлеем. Радость в наших сердцах с каждым часом становится всё сильнее и переполняет нас, ею хочется поделиться, исполнить ею всех находящихся рядом.
От монастыря процессию возглавляют красочно одетые скауты с музыкальными инструментами.
При входе на так называемую Ясельную площадь Вифлеема, вымощенную камнем, осуществляется торжественная встреча Патриарха. Здесь же на площади установлена сцена, где нам предоставляется возможность послушать праздничную музыку, в том числе и симфонический оркестр. На площади множество народа, весь город, наполненный туристами, славит Христа. Здесь же мы можем впервые взглянуть на скорее напоминающую крепость базилику (храм) Рождества Христова вместе с яслями Христа, пещерой Вифлеемских младенцев, убитых по приказу Ирода, кельей и могилой Святого Иеронима.
После торжественной встречи Патриарха мы возвращаемся в Русскую Духовную Миссию, расположенную в Иерусалиме, и принимаем участие в праздничном всенощном бдении.
Немного отдохнув, ближе к 22 часам вся процессия отправляется обратно в Вифлеем, где участвует в богослужении уже непосредственно в Храме Рождества Христова. Итак, мы стоим у входа в великую святыню! Перед нами величественный храм, построенный в 326 году при византийской императрице Елене. Находится он как раз над пещерой Рождества Христова. В 529 г. базилика была разрушена во время восстания самаритян против Византии, но сразу после подавления восстания император Юстиниан восстановил и значительно расширил её.
Из трех врат, которые первоначально вели в притвор храма, остались лишь средние, но и они ныне заложены, и для прохода в храм оставлена только низкая дверь.
Такой вход был устроен с целью не допустить проникновения в храм турок, которые въезжали в храм на лошадях во время их нашествий на верных. Вифлеем с начала XVI века до начала XX века находился на территории Османской империи. Внутренне убранство храма очень просто. Храм имеет форму залы, которая разделена четырьмя рядами колонн.
Вот он – самый знаменательный момент, наша душа ликует, мы подходим к месту, где на свет появился Спаситель наш – Иисус Христос.
В эту святую ночь богослужения идут одновременно как в пещере, так и в самом храме.
С замиранием сердца мы спускаемся в пещеру и падаем на колени перед величайшей святыней Православия. То, что в данный момент испытывает наша душа, исполненная божественной благодати, нельзя передать словами.
Над пещерой стоит престол, на нём и совершается Божественная литургия. В метрах двух от пещеры мы видим католический придел с яслями (Капелла яслей), в которых находился Христос в первые мгновения после Своего воплощения. Внутренним духовным зрением мы ясно видим картину Рождества, младенца Христа, Деву Марию, пастухов, пришедших поклониться Спасителю, о котором они узнали от явившегося им ангела, трёх волхвов, которых привела чудесная сияющая звезда.
После праздничного богослужения и Божественной литургии, мы возвращаемся в миссию, где нас ждёт праздничный стол, за которым можно попробовать традиционные блюда рождественского стола, отдохнуть, поделится впечатлениями.
Так здесь проходит празднование Рождества.
Мы можем повторить и путь пастухов, отправившись в храм на так называемом поле пастушков, находящемся неподалёку от славного города Рождества Христова. Именно здесь находились пастухи, пасшие овец в тот момент, когда им явился ангел, и воспел песнь «Слава в вышних Богу», и велел им идти в Вифлеем.
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. (Лк. 2:8-18)
На этом поле раньше находился древний византийский храм, сейчас же здесь находится построенный в 60-х годах прошлого века новый храм, который наряду с раскопками древне-византийского храма очень впечатляет.
Затем мы можем проехать или совершить пешую прогулку до самого Вифлеема и продолжить паломничество к святыням.
Мы рассмотрели Вифлеем как через призму Нового Завета. Но этот славный город также известен, как «Дом Давида».
Земли окрест Вифлеема неописуемы по своей красоте. Завершая наше путешествие, ещё раз оглядев их, мы видим места, на которых были нивы. Именно здесь бедная Руфь собирала колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать. Именно за это и наградил ее Господь и сделал её женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. Чуть ниже, на долинах Вифлеема, на его плодоносных окрестностях пас стада отца юноша Давид, внук Руфи. Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство. Тут же на полях Вифлеемских и колодец, из которого царь Давид, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят филистимлянами. Сейчас на месте источника находится греческий монастырь (VI в.).
Кроме того неподалёку от Вифлеема находится искусственный холм, на котором жестокий Ирод построил свой Иродион.
Наше интерактивное путешествие подходит к своему завершению. И целью его является не удовлетворение интереса читателя узнать что-нибудь о святом Вифлееме, а наоборот возбуждения желания, во что бы то ни стало отправиться в паломническую поездку на Родину Христа. И собственными глазами увидеть те места, в которых воплотился главный Младенец всех времён, Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос.
У меня не было такого, как в фильмах, когда сын и отец у костра сидят, и отец говорит: «Сынок, когда-нибудь ты станешь взрослым…» Поэтому приходится внутри своей семьи постоянно биться об углы непонимания. А мы, взрослые верующие люди, должны стараться своих детей к браку подвести максимально подготовленными.
У священника Константина Островского — четверо взрослых сыновей, один из которых епископ, а еще двое священники. Как ему удалось воспитать детей в православной традиции?
В поселке Тярлево под Петербургом есть храм, сама история которого – иллюстрация преемственности. Теперь в нем служат два отца Александра Порамовича – отец и сын. «Батя» поговорил с ними о о семейных традициях, детско-подростковых взаимоотношениях со сверстниками и воспитании в сложные времена.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.