— Ну, как — по школе соскучились? Вижу, соскучились. Там всё равно веселее, чем во дворе бегать, но работать теперь придется по-настоящему. В этом году уже оценки ставить буду. Первый месяц обойдемся без двоек, а потом — кто на что учился…
Разговор с первой учительницей оказался неформальным. Встретились на улице за несколько дней до первого сентября. Увидела нас, искренне разулыбалась. Видно, сама тоже соскучилась. Наш ребенок идет во второй класс, и все понимают — детский сад закончился только сейчас. Начинается настоящая школа. Без скидок на возраст, капризы и природную неусидчивость. Трудиться придется и ребенку, и учителю, и родителям. Именно сейчас закладывается будущий результат. Как говорится, это вам уже не игрушки!
Не доверять учителю нет оснований. Познакомились еще в подготовительно классе, когда бежали на уроки из детского сада. Человек она очень требовательный и где-то непростой. Год назад, 1 сентября, когда наши дети пошли в первый класс, она первым делом разрешила брать с собой на уроки маленькую плюшевую игрушку. Малыши есть малыши, даже если они первоклассники. При этом все отчетливо понимали: подобная доброта не отменяет ее отношения к учебе, не зайдет дальше допустимых границ, где возникает ощущение вседозволенности.
Наш первый учитель – человек той, советской, закалки, когда само понятие педагог вызывало тихий трепет у детей и родителей. Да, она действительно не ставила нашим детям плохие оценки в первом классе. При этом не забывала указать на слабые места, над которыми нужно основательно поработать.
По этому поводу даже случались какие-то конфликты, но заканчивались они неизменно фразой:
— Во время ЕГЭ чье-то мнение никого интересовать не будет!
Машина, в отличие от человека, оценивает только результат. За красивые глаза и хорошее поведение оценку никто не улучшит, «вытягивать» дополнительными вопросами ребенка тоже не будут. Каким бы он ни был золотым.
Я считаю, нам повезло. Беспристрастность, пожалуй, главное деловое качество нашего учителя. Весьма далекое от распространенных представлений о современной педагогике. Жалеть точно не будет. Если сказала, что будет ставить оценки, то она будет ставить и двойки. Думаю, спасет тем самым не одну детскую душу, а возможно и жизнь.
— Я же в прошлом году взяла дополнительный класс. Учительница совсем молодая у них, приболела. Меня и попросили поработать с ними во вторую смену, — словно читая мои мысли, продолжает этот случайный диалог наша первая учительница. — Журнал классный открываю, а там… Ни одной двойки! Вы можете себе такое представить? Не первый десяток лет в школе работаю, а такое впервые увидела. Она им в принципе не ставит двойки. Травмировать не хочет. Я контрольную с ними провела и ужаснулась. Говорю детям: «Звоните родителям, говорите, что задержитесь после уроков. Будем переписывать. Иначе весь класс двойки получит». А они жалобу на меня коллективную написали. Как они жить собрались, если обжигаться не умеют? В жизни столько разных ситуаций, и жалобы писать бывает бесполезно. До самоубийств потом доходит…
В общем, школа — это хорошая закалка. И возможность научиться важному — исправлять свои ошибки. Во взрослой жизни тоже будут «плохие отметки» и «падение успеваемости». Жизнь сама по себе — полоса серая, полоса белая. Вот только родителей в школу уже не вызовет, после уроков не оставит и на путь истинный наставлять будет иначе…
Мы с женой отправляем своих детей 1 сентября в школу уже тринадцатый год подряд. Есть опыт, есть определенные взгляды на многие вопросы. Добрые учителя, не умеющие ставить двойки, жалеющие и сердобольные, вызывают недоверие. Чему может научить человек, который не дал возможности ребенку самому подняться на ноги? Ведь прежде надо споткнуться и упасть, набить шишку – и тогда запомнить «грабли».
— Ошибки совершают все, идеальных людей не бывает. Чтобы это понять надо самому пройти через определенные переживания. Выпускник, который стоит перед экзаменационной комиссией без тени волнения — либо гений, либо бездарь, — настраивал на выпускные экзамены мой классный руководитель четверть века назад. — Поэтому волнуйтесь, переживайте. Тогда все у вас получится.
Мы действительно умели волноваться и переживать. Потому что нас никто не жалел и каждая отметка в классном журнале воспринималась как объективная реальность. Наверное, поэтому мы и трепетали перед учителем…
В общем, настраиваемся на хорошую учебу, но морально готовимся к двойкам. Многое зависит не от того, кто их поставил, а как отнеслись к этому дома. Насколько трезво оценили ситуацию самые близкие люди.
Чтобы проще относиться к житейским неприятностям, нужно побыть немножко двоечником. Чтобы сберечь психику своего ребенка, нужно побыть немного родителями двоечника.
Директор школы о том, как выглядит образовательный процесс изнутри.
Многие родители сегодня критически смотрят на школьную систему образования, и в том числе недовольны системой школьного оценивания. Но на самом деле, при правильном к ним отношении школьные оценки важны и нужны не только учителям, но и детям. Зачем?
История, по мнению россиян, входит в пятерку самых важных школьных предметов. И в то же время, именно она вызывает множество дискуссий, споров и даже конфликтов.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.