Граффити – это вовсе не ругательное слово, нацарапанное на стене, и не унылые непонятные надписи на заборе. Граффити – это искусство. Древние люди, рисуя на стенах пещер, тем самым старались изменить мир к лучшему – например, изображавшие стадо оленей надеялись успешно поохотиться на них. Современные художники-граффитчики также хотят повлиять на окружающую действительность, поднять людям настроение или заставить прохожих задуматься. Разобраться, что же это за искусство рисования на стенах и как им заняться, «Бате» помог художник, дизайнер, призер всероссийских и международных фестивалей граффити Максим Косаткин.
Если слово «граффити» ассоциируется у вас с корявыми надписями цвета «вырви глаз» на зданиях и даже общественном транспорте, то есть с проявлениями самого настоящего вандализма, то картинки на стенах, созданные с помощью баллончиков с краской, можно назвать иначе – стрит-арт. Кстати, граффити – это лишь одно (пусть и основное) из направлений уличного изобразительного искусства. К стрит-арту относятся также некоммерческие плакаты, трафареты, инсталляции (например, деревья и ограды в вязаных «одежках»), произведения ландшафтного дизайна и т.п. Главное в уличном искусстве – конечно же, не «пометить» территорию («Здесь был Вася», «Спартак – чемпион!»…), а вовлечь зрителя в диалог и предложить ему задуматься над сюжетом, разгадать его.
Сегодня граффити приобретает все большую популярность, и появляются такие картины не только на заборах, опорах мостов и хозяйственных постройках, но и в клубах, кафе, офисах и даже детских садах и школах. Все чаще можно увидеть разрисованные фасады жилых домов.
Люди, которые занимаются стрит-артом, рассматривают весь мир как один большой холст. Возможно, благодаря тому, что граффити – не только творчество, но и социальное явление, отражающее настроения в обществе, стрит-арт во всем мире развивается быстрее всех остальных видов искусства.
А попробовать себя в нем может практически любой. Начальные навыки можно приобрести в существующих сегодня школах граффитчиков, а краски, маркеры и респиратор – в специализированных магазинах.
Сначала – детская художественная студия, потом – институт, отделение графического дизайна. Именно тогда, в студенческие годы, Максим Косаткин решил попробовать себя в роли граффитчика. Причем не в качестве «бомбера», для которого важно нарисовать что-нибудь ярко и быстро, а «райтера», старательно создающего рисунок со смыслом. Работы художника стали нравиться людям, в его родном подмосковном городке в шутку его стали даже иногда называть «местным Микеланджело». А вскоре начали поступать заказы.
– Первым коммерческим заказом была роспись студии звукозаписи, находящейся в подвальном помещении жилого дома, – вспоминает художник. – По договоренности нам с другом заплатили какие-то смешные деньги, но, наверно, именно этот момент и стал для меня переломным. Именно тогда я понял, что можно заработать, занимаясь любимым делом, и превратить хобби в профессию или в нечто большее…
Теперь работы Максима можно увидеть в Подмосковье и Москве, они украшают даже школы, детские сады, дома культуры… Но, как человек с богатой фантазией, художник работает не только с заказными проектами, но и продолжает создавать граффити по собственной инициативе – для себя и для людей.
Даже когда рисунок не заказной, а «от души», сперва нужно придумать и сделать эскиз. А если это роспись какого-то учреждения, то проект еще и необходимо обсудить и утвердить вместе с коллективом, а это не всегда просто. Впрочем, вот, например на Власовской школе в Раменском районе Подмосковья в пантеон знаменитых людей затесалась… собака в очках. Как же такое могло произойти?
– В первую очередь это детское учреждение, и мне захотелось придать настроения и смысла фасаду, – рассказывает Максим. – Ни для кого не секрет, что долматинцы самые глупые собаки, а тут еще долматинец в очках, да еще и между Эйнштейном и Есениным, на фасаде школы — дворца знаний. Это заставляет и задуматься, и улыбнуться одновременно! И я был очень удивлен и рад, что такую идею поддержали. Это один из тех проектов, который я делал с огромным удовольствием!
Чтобы не прослыть вандалом, рисовать нужно либо имея разрешение администрации или владельца украшаемой поверхности, либо в специально отведенных местах (такие выделяются для учебы и тренировки, самая известная в Москве легальная стена – неподалеку от ВДНХ), либо в бесхозных уголках.
При этом, даже если художник выполняет официальное задание, он должен быть готов услышать в свой адрес «пару ласковых».
– Практически каждое рисование на улице, будь то выполнение заказа или деятельность для себя, начинается с высказываний недовольных прохожих, которые чаще всего говорят: «Вот опять стены портят! Иди работать, а не ерундой занимайся! Сейчас полицию вызову!», – делится опытом Максим. – Конечно, сначала, при разметке, все выглядит непонятно и даже вообще мрачно, но ведь и люди должны хоть иногда думать и понимать, что если человек что-то делает, значит, пока еще не готово, и критиковать рано. С возмущенными людьми я научился общаться… Точнее, я научился молчать! Я ничего не говорю им, максимум — киваю. Потому что беседовать с такими личностями бесполезно! Самое главное — пропускать все, что они говорят, мимо ушей и быть спокойным. Нужно не дать им испортить твое настроение, потому что именно от настроения зависит результат. Однако что касается критики по завершению работы, то это очень важно, особенно, если критика конструктивная.
Опытным путем приобретается не только спокойствие, но и навыки. Например, со временем уже становится легко рассчитать по эскизу, размеру и свойствам поверхности количество нужной для рисунка краски. В среднем, баллона хватает на 1-1,2 квадратных метра. Если поверхность неровная, то может понадобиться больше краски для нанесения нескольких слоев.
Ну, а натренировавшись, можно попробовать свои силы в соревнованиях – всероссийских или международных.
Есть у граффитчиков и внутренняя профессиональная этика.
– У уличных художников есть табу – не портить чужие работы, – поясняет Максим Косаткин. – Не писать на них, не перекрывать другим рисунком… Естественно, как и в любом деле, встречаются исключения. К сожалению, такие люди думают, что они умнее других и им позволено все… Но это зависит от самого человека.
Ну и наконец, надо понимать, что стрит-арт – это не просто какие-то каляки-маляки на стенах. Как и любое серьезное дело, граффити требует терпения и труда.
– Все-таки, художественная роспись, – уверен Максим, – это не ремесло, а искусство, и потому требует аккуратной и неторопливой работы.
Вот, в общем-то, и все. А теперь решайте, пробовать или нет?
В качестве небольшого рождественского подарка публикуем рассказ Дарьи Новаковой из сборника «Рождественский ковчег».
У Алексея Коровина есть обучающий курс о том, как стать топ-менеджером, а в этой книге он ставит перед читателем совсем другие вопросы.
В России нет всеобщего Дня отца, а отмечать его в России одними из первых начали череповчане. Там же, в Череповце, было написано несколько песен, посвященных папам.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.