Школа повышения водительского мастерства. Занятие 2

Сегодня мы продолжаем практические занятия под чутким взглядом Руководителя Школы повышения водительского мастерства клуба «АСпорт» Андрея Галькевича.
На прошлом занятии мы разобрали оптимальные регулировки посадки, обсудили удобное для совершения маневров положение рук на руле, отметили важность управления взглядом для водителя.

 

Сегодня я предлагаю рассмотреть технику руления и прохождения быстрых поворотов.

asport

1. Руление

 

 

Первым мы будем отрабатывать руление, поскольку руль – это один из важнейших органов управления автомобилем.

 

Помните, что для того, чтобы практическая часть оказалась полезной, ее нужно отрабатывать постоянно. Даже в рядовых поездках на автомобиле можно отрабатывать полученные здесь навыки вождения, чтобы они дошли до автоматизма. Ведь в критической ситуации у человека работает не голова, а рефлексы. Иначе можно дальше не читать эту статью.
Вариантов первоначальной отработки навыков можно предложить три:

 

 

  1. Рулевой тренажер – руль, закрепленный каким-либо образом вне автомобиля с возможностью свободного вращения.
  2. Автомобиль – необходимо поднять передние колеса автомобиля на два домкрата (если передние колеса будут стоять на земле во время руления, можно сломать рулевые штанги) и подложить что-нибудь надежное. Тренировка осуществляется за рулем.
  3. Сразу в бой – вариант чуть хуже, поскольку придется сосредотачиваться на дороге, а не на процессе руления. Да и найти достаточно большую свободную площадку для тренировки непросто. Для удобства устанавливается змейка с короткими (приблизительно 1,5 корпуса автомобиля) или длинными (приблизительно 2,5 корпуса автомобиля) промежутками между конусами. Лучше не тренироваться на дорогах общего пользования.

 

Мы рассмотрим два основных типа руления: скоростное и силовое.

 
Скоростное руление: применяется для совершения маневров, где требуется повернуть колеса максимально быстро на большой угол.

 
Что дает скоростное руление?

 

  1. Высокая скорость вращения руля за счет того, что руль поворачивается одной рукой,
  2. Плавность вращения руля,
  3. Плотность хвата руля при повороте.

 

Силовое руление: применяется для совершения маневров, где требуется удерживать контроль над машиной, имея возможность очень тонко управлять колесами при больших нагрузках. Например, маневры на большой скорости.

 

Что дает силовое руление?

 

  1. Высокая точность поворота руля за счет того, что руки на руле не перекрещиваются,
  2. Плавность вращения руля, плавность передачи руля от одной руки к другой,
  3. Плотность хвата руля при повороте.

 

 

Почему так важна плавность вращения руля? Как мы говорили на прошлом занятии, плавность – это главное в движении. Плавное движение более безопасно, комфортно, а главное – быстро.

 

 

Почему так важна плотность хвата руля? Даже если Ваш автомобиль оснащен гидроусилителем руля, любая значительная неровность на дороге (а это не редкость) может привести к изменению угла поворота колес и «выбить» руль из рук. Следовательно, и направление Вашего движения изменится. На маленькой скорости и широкой дороге это не так и страшно, а на большой скорости легко может привести к аварии.

 

 

Скоростное руление

 

  1. Из положения 10-2 левая рука поворачивает вправо, правая – влево.
  2. Перехват – в момент пересечения рукой 12 часов другая рука перемещается в положение 10 или 2 часа соответственно и продолжает поворот руля (поддерживает),
  3. в это время первая рука перекатывается по рулю тыльной стороной (между указательным и большим пальцем)
  4. и продолжает поворот.

Таким образом, поворот осуществляется влево – правой рукой, вправо – левой, без отрыва от руля, вторая рука поддерживает в момент переката и помогает рулению, двигаясь в основном по верхней половине руля (от 10 до 4 часов для поворота направо, и от 2 до 8 часов для поворота налево).

 

Главное, на что нужно обратить внимание:

 

 — хват должен быть полным (на рисунке 3 при скоростном повороте налево допущена ошибка, а при повороте направо — правильно),

— не забывайте про посадку – лопатки должны быть прижаты к спинке.

left

Скоростной поворот налево

 

right

Скоростной поворот направо

 

Скоростное руление помогает проходить резкие повороты, выходить из заноса или входить в занос, оно удобно при парковке, может использоваться в других случаях.

 

 

Скоростное руление отрабатывается при прохождении змейки с короткими промежутками между конусами. Хорошо использовать его при движении во дворах (берегите чужие машины и следите за пешеходами).

 

Силовое руление

 
Из положения 10-2 маневр начинает рука, которая будет опускаться: вправо – правая, влево – левая. Руки двигаются по рулю симметрично – одновременно опускаются и поднимаются, при этом, не сходясь вверху и внизу (иначе теряется контроль над машиной). Если опускания руки недостаточно для поворота, тогда при синхронном поднятии рук, вторая рука продолжает маневр, поднимаясь, далее, если снова не хватает – первая снова опускается. Хват полный.

 
Важно осуществлять плавную передачу руля от одной руки другой.

 
Главное, на что нужно обратить внимание:

 

  • хват ведущей рукой должен быть полным,

  • не забывайте про посадку – лопатки должны быть прижаты к спинке.

right_01

Силовой поворот налево

left_01

Силовой поворот направо

 

Силовое руление используется при движении, когда угол поворота колес должен быть небольшим, но очень точным, — это актуально на большой скорости, при маневрировании и в других случаях.

 
Силовое руление отрабатывается при прохождении змейки с длинными промежутками между конусами и на большей скорости, чем скоростное.

 
Комбинированное руление

 
Подхват

 
При скоростном прохождении поворотов важно управлять автомобилем двумя руками одновременно (что не позволяют полноценно делать предыдущие способы). Смысл подхвата – это подготовка к повороту.

 

Техника: Руки устанавливаются так, чтобы, повернув руль при вхождении в поворот, они оказались в положении 9-3. Сначала устанавливается рука, которая будет совершать поворот, затем – помогающая, поворот руля осуществляется двумя руками за одно движение.

 
При этом важно заранее оценить поворот, чтобы в процессе не доворачивать и не отпускать руль.

 

Что дает подхват?

 

 

  1. Подготовка к повороту осуществляется до вхождения в поворот,
  2. В отличие от предыдущих способов, руль держится двумя руками, следовательно, автомобиль более управляем,
  3. Плотность хвата руля.

 

 

2. Прохождение быстрого поворота

 

Быстрый поворот проходится на большой скорости, с меньшим углом поворота колес, на большей передаче. Быстрые повороты более пологие.
Все подготовительные операции должны быть сделаны до вхождения в поворот:

 

 — взгляд должен оценить траекторию (нужно ориентироваться по выходу из поворота),

— выбрана правильная передача (если механическая КП) и скорость,

— руки установлены на руле (см. Подхват).

 

 

При правильном прохождении поворота, руль не должен изменять выбранную траекторию (то есть не нужно «подруливать»), а скорость выхода из поворота должна быть чуть больше скорости входа.
Доворот руля или снижение скорости – следствие неправильно выбранной траектории или скорости.

 
Если поворот закрытый, или неправильно выбрана траектория, более безопасно сделать корректирующий маневр при входе в поворот или в начале поворота, чем в конце. Иначе, можно слететь с дороги.

 
Основные ошибки при прохождении быстрого поворота:

— Слишком высокая скорость входа в поворот (приходится тормозить, чтобы не вылететь с трассы),

— Неправильно выбранная траектория поворота (приходится доворачивать руль или снижать скорость движения).

 

— Андрей, скоро наступят холода, гололед, как нужно управлять автомобилем, чтобы избегать опасных ситуаций?

 
Помните, что в холодное время года в утренние часы асфальт холодный и более твердый. Даже если он сухой, для автомобиля он скользкий. Усугубляет ситуацию то, что летняя резина утром обычно дубеет (зимняя на морозе мягче), и за счет этого хуже контактирует с дорогой. Для безопасности лучше попробовать, как ведет себя автомобиль на свободном участке – резко разогнаться и затормозить, попробовать резко повернуть.

 
Поздней осенью на асфальте очень плохо видны обледенелые участки. Особенно это актуально в дни, когда лужи превращаются в лед. Такие дни называют еще «днем жестянщика», потому что множество автолюбителей  попросту не умеют управлять автомобилем в нестандартных ситуациях, и создают ДТП.

 

Старайтесь не совершать резких маневров, вместо этого — плавно разгоняться и тормозить. И помните, на дороге находитесь не только Вы, правильно умеющие (я надеюсь) управлять  автомобилем, но и множество других людей, кто еще не успел достичь хорошего уровня. Всегда при движении по дорогам знайте, что любой  из окружающих автомобилей может начать резко менять свое направление (или из-за гололеда, или из-за непредвиденных препятствий перед собой, или из-за движения других автомобилей), и оставляйте вокруг себя «зоны безопасности», чтобы была возможность в случае необходимости объехать или остановиться, не став причиной многокилометровой пробки.

 

В гололед поговорка «Тише едешь – дальше будешь» позволяет не только быстрее достичь цели, но и значительно сэкономить на кузовном ремонте.

 

На следующих занятиях мы изучим распределение нагрузок на колеса во время движения, прохождение медленных поворотов, узнаем, почему на медленных поворотах не срабатывает система курсовой устойчивости, даже если автомобиль уходит в занос, попробуем проезд над открытым люком и многое другое.

 
До скорых встреч.

 

Беседовал свящ. Дмитрий Березин



    Автор: Андрей Галькевич, 29 октября 2008 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Тренер ралли-школы "АСпорт", руководитель школы повышения водительского мастерства.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Раллист и спортивный судья Дмитрий Корниенко о любительском автоспорте, водительском и жизненном опыте, правилах и взаимоотношениях в семье.

    Папа, мама, пятеро детей и бабушка — таким был самый большой и самый дружный экипаж ралли «Батя-2018». Всего в соревновании приняли участие 62 команды.

    Батя на Волге

    Семейное авторалли «Батя» шагает по стране.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.