Прола́йф (англ. pro-life) — термин, изначально использовавшийся в англоязычных странах для описания противников абортов. Сегодня слово используется во всем мире и его значение распространилось уже и на другие проблемы биоэтики, такие как эвтаназия, клонирование и т.п. В России пролайф-активисты впервые заявили о себе 20 лет назад, в 1992 году.
В движении существуют разные группы и направления, при этом не всегда совпадающие во мнении по тем или иным вопросам. Но все они сходятся в одном: сразу после зачатия появляется человек, который имеет право на жизнь.
Предлагаем вниманию читателей доклад Максима Медоварова «Борьба за жизнь – борьба за традиционное общество», прозвучавший на секции «Уклад», состоявшейся в рамках фестиваля «ЗА ЖИЗНЬ» в июле 2012 года.
Борьба за жизнь (пролайф, или – по-русски – жизнеборство), борьба против абортов, против разврата, против ювенальной юстиции имеет множество измерений. Измерение практическое, измерение теоретическое и идеологическое, измерение социальное. При этом подразумевается, что основа мировоззрения жизнеборцев всё-таки религиозная, в нашем случае – православная.
Попытки связать между собой практические действия в защиту жизни с всесторонним идейным обоснованием, конечно, уже предпринимались, но пока не стали самоочевидными. Сразу можно сказать, что нам крайне близка формула Олега Фомина: традиционализм как мировоззрение, пролайф как практика, крестьянская автаркия как воплощение первых двух начал в социальной реальности [1]. Нетрудно заметить, что члены этой триады находятся между собой в таком же соотношении, как члены триады «православие – самодержавие – народность».
Для начала – несколько слов о том, что мы понимаем под традиционализмом. Прежде всего, следует понять: традиционализм – это наиболее последовательная разновидность консерватизма. Почти все консерваторы – против абортов, но такая широта формулировок нас не устраивает. Республиканская партия США и подобные ей «консервативные» партии в Европе тоже отстаивают семейные ценности и негативно относятся к половым извращениям и убийствам нерожденных детей, но не дай Бог нам уподобиться этим партиям во всём остальном! Другое дело, когда вместо расплывчатого понятия «консерватор» мы конкретизируем – «традиционалист». Традиционалист по определению наиболее последователен в защите религиозных, государственных, общественных устоев. Вместе с тем, традиционалистами в разных странах в разное время тоже называли достаточно разные силы.
Есть самое общее понятие: традиционалист – сторонник любых традиций (с маленькой буквы). Есть узкоконкретные определения: традиционалистами официально называются католики-лефевристы, не признающие Второй Ватиканский собор, а также политическая партия монархистов-карлистов в Испании. Есть определение тоже конкретное, но более широкое: к традиционалистам относят группу метафизиков и религиоведов середины XX века из Франции, Италии и Румынии, представленную Р. Геноном, Ю. Эволой, М. Элиаде и их учениками.
Но нас более всего устроит иное представление о традиционализме как о направлении мысли, к которому относится любой консерватор, отвергающий самые основы безбожного общества последних нескольких веков и ориентирующийся на Бога, на Абсолют как на единственную реальную ценность. В этом случае мы можем смело назвать традиционалистами и таких русских мыслителей, как К.Н. Леонтьев, П.А. Флоренский, В.Ф. Эрн, А.Ф. Лосев и многие другие.
Напомним: сейчас нас интересует не метафизическая сторона их учений, а социологическая. Для пролайфа нет вопроса насущнее, чем фундаментальная критика самых основ того общества, где убивают детей и где детей отнимают у совершенно нормальных родителей. Как вообще могло случиться так, что это общество существует? Общество, где с абортами и гомосексуализмом еще хоть кто-то борется, а, к примеру, с эротикой – уже никто?
Традиционализм в указанном нами смысле – то мировоззрение, которое дает ответ на этот вопрос. Более того, он учит жизнеборцев давать уверенные и адекватные ответы на недоуменные вопрошания даже многих искренне православных и консервативных людей, не понимающих сути пролайфа. Поясним, что на практике чаще всего речь идет о трех вопросах:
Максим Медоваров (Нижний Новгород)
Дадим традиционалистские ответы на все три вопроса.
Итак, первый вопрос. Очень часто даже верующие люди полагают, что в некоторых случаях аборт допустим как меньшее зло в условиях, когда государство не может обеспечить хотя бы сносное существование отказников, сирот и т.д. Конечно, многих переубеждают примеры вроде Бетховена – ребенка из многодетной и крайне неблагополучной и асоциальной семьи. Но у некоторых оппонентов, даже весьма добросовестных, есть возражения, что якобы один Бетховен не стоит испорченных в детских домах и подворотнях тысяч других детей и т.п.
Можно, конечно, выискивать аргументированные ответы на каждое из подобных возражений. А можно и решить вопрос одним махом – по-традиционалистски объявив, что современные представления о ценности жизни восходят к истокам западноевропейского Модерна, к ренессансному антихристианскому и богоборческому гуманизму. Для христиан же всегда безусловным приоритетом было родить ребенка и окрестить его, даже если потом он погибнет в ранние годы. Но крещение хотя бы давало ему шанс выжить и спасти свою душу от ада (Прим.ред. — вопрос об участи душ некрещенных младенцев не имеет однозначного богословского решения, так что мнение автора о том, что они обязательно попадают в ад, не является единственным мнением среди православных). Такой ответ звучит по-фундаменталистски, но полностью соответствует букве и духу христианства и потому отпугнет всех тех, кто мыслит категориями гуманизма Нового времени. С пролайфом таким не по пути.
Второй вопрос – о плюсах и минусах невмешательства государства в отношения родителей и детей до тех пор, пока не совершено уголовное преступление. На этом базируется традиционная законность. Неолиберальная законность основана на кощунственной, с точки зрения традиционализма, теории педархата (термин Вл. Потихи), предполагающей тиранию маленьких злобных грешников и упраздняющей даже малейшие остатки заповеди о почитании родителей. Поэтому сторонники педархата лоббируют ювенальную юстицию. И аргументов у них достаточно – настоящих аргументов, не выдуманных: всем известны случаи многолетних издевательств родителей над детьми, иногда приводящих к убийствам.
Что им обычно отвечают жизнеборцы? Конечно, приводят статистику: малый процент раскрытия крайних случаев преступлений в таких семьях, который теоретически способна выявить ЮЮ, утонет в огромном проценте случаев, когда ювенальщики и омбудсмены будут отбирать детей у нормальных родителей.
Нормальных – с традиционной точки зрения. Ибо с точки зрения неолибералов семьи политически неблагонадежные и даже просто религиозные – все поголовно являются ненормальными, а, стало быть, и детей у них нужно изымать, пока родители не успели их воспитать в духе «гомофобии» или чего-нибудь еще более неполиткорректного и жутко нетолерантного.
Но именно потому простой аргумент к статистике действий ювенальной юстиции и не является решающим для многих относительно нейтральных наблюдателей, еще не определившихся со своей жизненной позицией. Жизнеборец-традиционалист прибегнет к другим доводам. Он объявит, что Бог промыслительно заботится о судьбе каждого из нас, и если Он попускает ребенку родиться даже в «плохой» семье – значит, это для чего-нибудь нужно. Бог никому не даёт креста не по силам.
И, наконец, как говорил великий традиционалист Жозеф де Местр и как часто за ним повторял Константин Леонтьев, если вроде бы праведный человек страдает в этой жизни, то это значит лишь одно: что страдалец искупает либо свои грехи (о которым ведает лишь он сам), либо грехи своего рода (и тогда лучше ему пострадать, чем потом наказания обрушатся на массу людей). И если порой мерзавец торжествует и не бывает наказан до смерти, то тем горше его участь после смерти.
Следует помнить слова патриарха Алексия II: в центре всего и превыше всего – не права человека, не права ребенка, даже не сам ребенок – а Бог и Его воля. Идолопоклонство перед человеком вообще, перед женщинами и детьми в особенности, заложенное в важнейшие западные конституции и в декларации ООН, находится в непримиримом противоречии со всеми традиционными религиями мира, а с христианством в особенности. Вера во Христа несовместима с верой в приоритет прав ребенка, т.е. в педархат.
Третий аспект: почему религия стремится контролировать все сферы жизни человека, включая пищевую, бытовую и половую? Почему – и об этом нужно заявлять открыто и как можно чаще – традиционная религия не признает автономность каких-либо сфер жизни, не признает самого буржуазного понятия «личной жизни» и «личного дела»?
Потому что в традиционном обществе сакральность может быть только всеохватывающей, в противном случае – это не сакральность, и тогда о какой религии вообще может идти речь?
Великий православный религиовед Мирча Элиаде писал: «На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, – само по себе есть религиозное действо, потому что принятие пищи, половые отношения и труд имеют сакраментальную ценность. Другими словами, быть – а ещё вернее, стать – человеком означает быть «религиозным»» [3]. Много подобных высказываний можно встретить и у наших русских гениев, в особенности у о. Павла Флоренского. Поэтому ценность традиционализма в том, что он не боится утверждать, что религия есть дело общее (в точном соответствии со смыслом слова «литургия») и никто не может быть «автономен» от неё. А потому не существует никаких якобы «личных» дел, которые могли бы остаться вне поля зрения религии и не могли бы быть скорректированы государственным мечом, по завету апостола Павла.
Непреходящим идеалом для традиционалиста, конечно же, является традиционное общество: крестьянское, аграрное, доиндустриальное. Буржуазное, индустриальное, капиталистическое общество, ныне переходящее в новую, постмодернистскую стадию своей деградации, традиционализм рассматривает как абсолютную аномалию и обличает его несостоятельность со всех сторон.
photosight.ru. Фото: Grigory Baram
Другое дело, что надежд на буквальную реставрацию традиционного общества никто не питал и не питает. Приходится решать вопрос о том, в какой мере и как ценности традиционного общества могут быть максимально широко и эффективно внедрены здесь и сейчас, учитывая немыслимость отказа от современного уровня техники, к примеру. Мы не детерминисты и не считаем, что развитие технологии однозначно и автоматически должно приводить к разрешению гомосексуализма, наркомании, абортов и т.д. и т.п.
Последние два века показали миру не только невообразимое количество негативного опыта, но и опыт позитивный – опыт максимального сохранения традиционных ценностей, в том числе семейных, с вынужденно необходимой современной формой государства. В мире было и есть много стран, у которых и сейчас можно многому поучиться в этой сфере. Переселение горожан в сельскую местность, их приучение к ведению натурального хозяйства в современных технологических условиях, то есть тот самый «дауншифтинг» и «крестьянская автаркия», о которых говорит Олег Фомин – это один из лучших способов решения проблемы защиты жизни с точки зрения традиционализма. Безусловно, не идеальный: полноценная крестьянская жизнь по старому образцу не восстановится никогда, это уже невозможно. Но меры в данном направлении, если их поддержит государство, и если развернется широкое общественное движение за деурбанизацию, послужат наилучшим из возможных в настоящее время стимулов к многодетности и к воспитанию детей в трудовых и нравственных традициях.
Благочестивая жизнь на земле семей, верующих и надеющихся на Бога, благодарных за помощь государству – что может быть в настоящее время более надежным и устойчивым оплотом, социальной базой для сил Традиции, сопротивляющихся новому глобалистскому порядку, не оставляющему места ни для христианства, ни для России? А это значит, что только четкая и сознательная апелляция деятелей пролайфа к традиционному обществу как своему идеалу и к традиционализму как к теоретической, идейной и методологической базе, способна сделать борьбу за жизнь поистине плодотворной и жизнеспособной.
Литература:
1. Фомин-Шахов О.В. Идеология русского пролайфа в первом приближении // Фомин-Шахов О.В. Расседлать тигра. Н.Новгород, 2011. С.19–38; Фомин-Шахов О.В. Наш интегральный путь: традиционализм, крестьянская автаркия, пролайф // Там же. С.29–34.
2. Актуальность традиционализма в XXI веке: анонс семинара 26 октября 2010 г. URL: http://konservatizm.org/konservatizm/sociology/211010180959.xhtml
3. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.1: от каменного века до элевсинских мистерий. М., 2008. С.6.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Как, когда и зачем делиться сокровенным с другими?
Ребёнок фантазирует или уже обманывает — где грань? Как реагировать родителям, когда дети говорят неправду? И как самим не провоцировать на ложь?
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.