Сергей Пархоменко – психолог-консультант, бизнес-тренер и отец мальчика Никиты. «Хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам!» — решил он и организовал для своего сына-дошкольника и нескольких его друзей небольшой домашний кружок. Математика, логика, физика, а заодно и развитие речи, моторики, немного рисования… Описания своих занятии и свой взгляд, каким должно быть обучение детей, он публикует в Живом журнале. Мы предлагаем отдельные фрагменты дневника «Домашнего кружка им. Пархоменко».
Вообразите, что вы принесли малышу новую игрушку — обычную детскую пирамидку, садитесь рядом и предлагаете поиграть с ней. Пирамидка стоит перед ребёнком, он разглядывает её, но не трогает. Через какое время вы начнёте показывать, как она разбирается? Через одну, пять, десять секунд?
Фото: ellieandabbie.typepad.com
Хорошо, вы показали, как пирамидка разбирается, теперь она лежит разобранная. Малыш взял один диск и надел на палец. Снял с пальца, бросил — и потерял интерес к пирамидке, потянулся к книжке, лежащей поблизости. Ваши действия?
Или не потерял интерес, а стал надевать на пальцы и остальные диски. Или попытался надеть диск на пирамидку, но у него не получилось это сделать сразу. Или надел диски на пирамидку, но не соблюдая порядок по размеру. Ваши действия?
Большинство родителей вмешиваются сразу же, как только что-то идёт не так, как «положено». Пирамидка принесена — значит, ребёнок должен ей заниматься («стой, гляди, вот так разбирается… нет, погоди, книжка потом, смотри какая пирамидка!») Пирамидка разобрана — значит, ребенок должен надевать диски обратно («давай снимем с пальчика и наденем вот сюда… погоди… вот я тебе помогу, вот так надевается… давай следующий диск…»)
Это выглядит примерно как поход в гости к классической «любящей бабушке», которая ставит угощение на стол и пытается скормить его любимым внукам, невзирая ни на что: «А что же это холодец не кушаешь? Давай я тебе положу… И пирожки попробуй, вот хотя бы по одному, вот с капустой, вот с вишней, вот с яблоками…» Все оправдания игнорируются — холодец и пирожки должны быть съедены!
Так что же — поставить пирамидку и сидеть молча, ничего не делая? Смотря чего вы хотите добиться. Воспитываем послушного человека, который беспрекословно выполняет указания, даже если не видит в них никакого смысла? Тогда да, нужно пошагово говорить, что он должен делать, добиваясь выполнения.
Или хотим, чтобы у него было желание учиться? Чтобы был самостоятельным и умел принимать решения? Выдвигать гипотезы и проверять их? Быть настойчивым в достижении результата? Имел какие-то собственные интересы, был любознательным? Тогда для этого нужно чуть больше «личного пространства».
Участие взрослого в игре, конечно же, совсем нелишнее. Во-первых, родителю и ребёнку приятно проводить время вместе, занимаясь общим делом, и это очень важно и нужно для обоих. Во-вторых, взрослый может обогащать процесс игры, участвуя в ней совместно с ребёнком, а не указывая, что делать.
Важно, чтобы это участие оставляло ребёнку возможность самому сориентироваться, заинтересоваться, попробовать, ошибиться, придумать способ и т. д. Взрослый может вообще не показывать, что пирамидка разбирается, оставив ребёнку самому дойти до этого, а может, наоборот, пирамидку сразу же разобрать и собрать. Важно, чтобы ребёнок после этого мог захотеть другого, например, положить пирамидку в грузовик и катать его за верёвочку — и никто не оспаривал бы это его право, мол, «смотри, как нужно с ней играть!»
Ребёнок фантазирует или уже обманывает — где грань? Как реагировать родителям, когда дети говорят неправду? И как самим не провоцировать на ложь?
У меня не было такого, как в фильмах, когда сын и отец у костра сидят, и отец говорит: «Сынок, когда-нибудь ты станешь взрослым…» Поэтому приходится внутри своей семьи постоянно биться об углы непонимания. А мы, взрослые верующие люди, должны стараться своих детей к браку подвести максимально подготовленными.
Семь из семи человек, честно прочитавших эту книгу единодушно говорили о том, что будто заново пережили яркие моменты своего детства – пусть фрагментарно, пусть отрывочно, пусть неполно, но зато как правдоподобно!
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.