Как бы ни ругали то, что было в СССР, образование (во всяком случае, школьное) было на высоте. Но было оно на высоты только для детей, чьи родители вместе с преподавателем участвовали в процессе, а не ждали, когда все сделает школа. Все не делала она тогда – не сделает и сейчас. Большинство наших школ называются «средними», что как будто подчеркивает: базу дают, а дальше – как говорится в известной поговорке про утопающих и их руки.
О том, что необходимо учить ребенка различным прикладным навыкам, говорится немало. Акценты делаются разные – столярные и слесарные работы, компьютерные программы… Все это здорово, но мы совсем упускаем из вида основное – важно приучить ребенка к книгам.
И не просто приучить, но и научить его правильно выбирать. Здесь, как и в любом другом деле, мелочей не бывает. Ведь для каждого возраста существуют свои произведения.
Если кто-то считает, что родительский контроль заканчивается галочкой «прочитано», то глубоко ошибается. Вспомните себя – разве не хотелось вам после прочтения увлекательной книги обсудить ее? Поверьте, и вашим детям это будет также интересно, а главное – полезно.
У меня две дочки – 17 и 9 лет, и с каждой мы обязательно обсуждаем каждую прочитанную книгу. С младшей иногда получается даже смешно – она начинает пересказывать сюжет, но делает это с неохотой, а потому пропускает интересные моменты. Прерываю и говорю: «А разве там не было того-то и того-то?» Пауза и удивление… «Вот видишь, — объясняю я дальше, — я читал это достаточно давно, но помню. Давай и ты будешь повнимательнее!»
В идеале вам необходимо прочитать то, что читает ваш ребенок. Тогда вы будете разговаривать на одном языке. Но и в этом случае может появиться проблема, как у моей старшей дочки — она мыслит «штампами», цитирует мысли учителя и критиков, считая это оптимальным вариантом, но убивая таким образом свое мнение. Это не ее вина, а определенная традиция.
Не удивлюсь, если узнаю, что когда-то учительница моей старшей дочери считала четвертый сон Веры Павловны – четвертым бредом (а ну-ка, бати, вспомним автора и название произведения!) и хотела об этом рассказать. Однако не решилась стать «инакомыслящей», потому как, наверное, в то время она уже задумывалась о карьере педагога. И теперь она учит детей сама, подчас забывая о том, что определенные моменты в подаче материала можно и изменить. Педагог останется в школе, а наши с вами дети пойдут дальше, и, кто знает, какое будущее их ждет – может быть, они станут литераторами или психологами, историками или философами, режиссерами или служителями Церкви, а ведь именно там необходимы не только книжные знания, но и умение четко выражать свои мысли. Именно к этому я своих детей и толкаю, заставляя их рассуждать, задавая элементарные вопросы: «как ты думаешь, почему?».
Итак, нам необходимо контролировать, что читает ребенок, разговаривать с детьми о прочитанном, подталкивать их к тому, чтобы они выражали собственное мнение.
Хорошо, чтобы ребенок завел читательский дневник, в котором будут отражены не только название произведения, автор и главные действующие лица, но и выписаны туда интересные цитаты (мысли автора и героев). Конечно, дети могут сначала противиться этому, но только потому, что будет проявляться их лень – надо потратить лишних 5-10 минут, но они пока не очень понимают, зачем.
Контролируйте ребенка и в порыве, чтобы он не читал ночами напролет или не занимал чтением все свое свободное время. Лучшее – враг хорошего! Это я к тому, что любому человеку надо уметь отдыхать. А ребенку – тем более.
Все мы помним, как в каждом классе выбирались «лучшие из лучших» по каждому предмету, чтобы представить честь школы на определенном уровне (район, округ, область). И сейчас это есть, только вот много ли наших детей участвует в этом?
Конечно, есть еще учителя, готовые идти на многие испытания ради наших детей – честь им за это и хвала! Но есть еще и такие, которые работают только по своим конспектам и дальше них видеть ничего не хотят. А родителям либо не до того, либо деньги за участие в олимпиадах платить не хотят.
Да, я ничего не перепутал – именно платить, потому что я сейчас говорю о негосударственных дистанционных олимпиадах. Они проводятся, как правило, по интернету и в последнее время интерес к таким мероприятиям растет.
Лично я узнал о них совершенно случайно, когда искал перечень государственных олимпиад для старшей дочки. Но нашел частную. И ни секунды не жалею. В итоге, в олимпиадах стала участвовать и даже занимать первые места моя младшая (3 класс).
Набрав в поисковике «дистанционные олимпиады для школьников», вы на первой же странице найдете 3-4 таких мероприятия. Средняя цена за участие – 100-150 рублей (без учета комиссии банка). Участие может быть и групповым, и индивидуальным, а значит, не надо искать компанию в классе, можно подать заявку только со своим ребенком.
Обычно олимпиады дают время на подготовку (несколько дней). Единственный, на мой взгляд, минус такой формы соревнований – дети могут пользоваться интернетом (их же никто не контролирует). Хотя нет худа без добра – когда бы еще дети полезли во всемирную паутину не для развлечения, а для дела?
Каждый месяц моя дочь отвечает на вопросы трех-пяти таких состязаний. Дома есть договоренность о том, что ответы на вопросы она пишет без интернета. Если возникает трудность, вопросы мы разбираем, в том числе и с помощью «паутины», но только после того как задания уже отправлены. Пусть мы не займем первого места, зато мы честны перед собой! Это сильнее любых наград.
Кстати, даже за участие в таких олимпиадах полагается как минимум «сертификат участника». А если знаний будет больше, то и диплом. Так или иначе, семейное портфолио пополнится в любом случае. Кстати, наградные бумаги выдаются не только на ученика, но и на тех, кто его подготовил – учителя или родителя.
Вполне возможно, что педагоги ваших детей достаточно «продвинуты» и уже принимают участие в подобных олимпиадах. В некоторых, но не во всех. Не поленитесь, уточните у педагога – в каких именно состязаниях участвует класс вашего ребенка и знает ли педагог о тех олимпиадах, которые найдете и предложите вы?
Спорт, музыка, живопись, танцы – все это дает колоссальное развитие ребенку! Надо лишь определиться, чего он хочет сам.
Я помню, прежде чем отдать младшую дочь в музыкальную школу, мы долго с ней уточняли, на каком инструменте она хочет играть. Выбор был между скрипкой и саксофоном. Так совпало, что в мае музыкалку заканчивала наша старшая дочка, а осенью туда же должна была пойти и младшая. Так вот, на выпускном вечере мы спрашиваем у Ирины:
— Ну, какой инструмент?
— Скрипка, — уверенно отвечает она.
Мы подошли к преподавателю по скрипке, поговорили, все решили. Через месяц состоялся прием документов:
— Я передумала, — заявляет нам Ирина, — хочу все-таки на саксофоне.
Извиняемся перед преподавателем, подаем документы на другую специальность. Я уже начинаю искать блок-флейту (дело в том, что сразу на саксофоне никого не учат, сначала дети обучаются на блок-флейте, а потом уже переходят на сакс). Удалось найти недорогую и очень хорошую, уже договорились с продавцом, но Ирина вновь «окончательно решила», что будет учиться на скрипке. Тут уже «закипел» я, но она пообещала, что это твердое решение. Пока вроде бы его не меняет. Уже 2 года.
Мне бы хотелось и отцам мальчишек посоветовать не давить на детей при выборе занятия. Если в ребенке обнаружились задатки музыканта, художника или танцора, то не надо уговаривать его пойти в спортзал. Пусть реализуются там, где ему по душе. А заняться спортом «для себя», без стремления к рекордам можно в любое время, и этот вариант, согласитесь, для здоровья более приемлемый. В конце концов, вспомните русских офицеров 18-19 вв. Сколько языков они знали, как они могли вальсировать, как пели или слагали стихи, при этом оставаясь сильными и мужественными!
Не решайте за ребенка, куда ему надо записаться или поступить. При всей вашей любви к боксу, надо уметь услышать, что, возможно, звуки скрипки вашему мальчику ближе. Пусть не дано ему стать вторым Поветкиным, но ведь он может быть вторым Спиваковым.
Главное – не отбейте своим желанием его желания!
Директор школы о том, как выглядит образовательный процесс изнутри.
Многие родители сегодня критически смотрят на школьную систему образования, и в том числе недовольны системой школьного оценивания. Но на самом деле, при правильном к ним отношении школьные оценки важны и нужны не только учителям, но и детям. Зачем?
История, по мнению россиян, входит в пятерку самых важных школьных предметов. И в то же время, именно она вызывает множество дискуссий, споров и даже конфликтов.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.