Знаменитый «гардемарин» Владимир Шевельков несколько лет назад совершил резкий маневр и переквалифицировался из актеров в режиссеры. Он растит дочь Александру (старший сын Андрей уже взрослый), переехал из Питера в Москву, по-прежнему много работает… «Батя» поговорил с ним о карьере и об успешности, а также о том, как творческому человеку сохранить крепкий брак и воспитать детей нормальными людьми.
Владимир Алексеевич Шевельков – актер, кинорежиссер, Заслуженный деятель искусств РФ (2018). Родился 8 мая 1961 года в Ленинграде. Учился в Ленинградском электротехническом институте, а затем окончил ВГИК (мастерская Е. Матвеева). Снялся в десятках фильмов, среди которых «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Гардемарины, вперед!», «Сердца трех» и др. Режиссер рекламных роликов, музыкальных клипов, кинофильмов и телесериалов, среди которых «Любовь под надзором», «Васильевский остров», «Станица» и др. Женат. Отец двоих детей – сына Андрея (1994 г.р.) и дочери Александры (2003 г.р.)
— Владимир Алексеевич, кто были ваши «крестные родители» на съемочной площадке?
— Я их встретил не сразу. Свою первую картину я отработал как во сне, исключительно на интуиции. Я снимался не будучи актером – был студентом-первокурсником Ленинградского электротехнического института.
— Вы имеете в виду фильм «Бабушкин внук»?
— Это легенда. Мой кинодебют — «В моей смерти прошу винить Клаву К.», где мне досталась главная роль. Я прошел через долгие пробы, начал сниматься и меня пригласили во второй фильм – «Приключения принца Флоризеля». Параллельно один дипломник снимал короткометражку «Бабушкин внук» — меня позвали и туда. Моего деда играл Сергей Филиппов, а я был «внуком», который музицировал на фортепьяно.
В 1978 году на моей четвертой картине – экранизации оперы «Отелло» – я познакомился с актером, которого считаю своим первым учителем в профессии — Александром Романцовым. Меня к нему точно магнитом притянуло. Оказалось, что это легендарный ленинградский актер, человек со сложной судьбой. Александр Иванович играл Яго, а я — Кассио.
Второй моей наставницей является Ада Николаевна Роговцева.
— С ней вы тоже встретились в кино?
— Да, в 1981 году я снимался в фильме Геннадия Иванова «Было у отца три сына», где помимо Роговцевой участвовали Олег Ефремов, Александр Соловьев, Ирина Малышева и Александр Тимошкин. Роговцева выделила меня из всех и сказала: «Ты мне нравишься – ты такой спокойный, свободный в импровизации!»
Мои учителя передали мне каждый свое. Романцов, например, научил меня разобрать текст и сложить роль, а Ада Николаевна — быть свободным на съемочной площадке.
— Расшифруйте для непрофессионалов, что значит для актера – «быть свободным на площадке»?
— На съемках есть дубль, заданность текста и развития сцены, но существуют и нюансы. Чтобы быть свободным, важно не «переть буром», а видеть эти нюансы. Мне позже доводилось работать с актерами – нашими и иностранными, которые действуют именно в заданных рамках. Каждый раз они из дубля в дубль говорят буква в букву, работают движение в движение. Признаюсь, мне рядом с ними было очень неудобно! Но в то же время есть актеры, которые позволяют себе в этом же «коридоре» существовать чуть-чуть по-другому. Роговцева и научила меня, что совершенно необязательно делать каждый раз одно и то же — можно реагировать иначе: не так поднял руку, посмотрел или улыбнулся, переставил слова, немного поменял интонацию. То есть можно сделать вроде бы то же, но каждый раз по-новому.
— Все это для того, чтобы у режиссера был маневр для выбора?
— Нет, о режиссере вообще никто не думает. Это его задача – думать, а если ему что-то не нравится, пусть подправит или подскажет. Артист не для режиссера работает, а для себя и для зрителя.
— Вы сказали, что сыграли свой первый фильм «на интуиции и как во сне». Это как?
— Я попытался использовать свой жизненный опыт, которого у меня толком еще не было и также начал понимать, что если будет другая роль, нельзя играть одинаково – выкинут на помойку! Поэтому, как только мне предложили изобразить «обдрыпыша» в «Приключениях принца Флоризеля», я с удовольствием придумал и изобразил его характер. Вроде бы получилось…
— Вы, насколько известно, из совсем нетворческой семьи…
— Да, мои родители были людьми, не связанными с искусством, но творческими в плане подхода к жизни. Отец получил три высших образования, а мама занималась семьей, но во всем этом были любовь и гармония.
…Однажды в детстве на каком-то домашнем торжестве я в качестве тоста сказал: «Мама у нас как лодка, а папа как парус!»
— На ваш взгляд, кто из родителей оказывает большее влияние на воспитание сына, мать или отец?
— Оба важны, но главное, что с детьми надо просто общаться!
Сейчас я участвую в различных телепередачах в Москве и заметил, что везде продвигают понятие «успешные люди». Причем оценивают так, прежде всего, тех, кто нажил денег, умеет «отжать», обмануть, обсчитать, обдурить, переорать и перехамить. Как сейчас говорят, «выиграть в бабках». И вот эти люди у нас сегодня считаются успешными! А посмотрите на их детей: они, в основном, неуспешные или малоуспешные или вообще ужасные, потому что эти дети лишены любви. У них есть деньги, а всего остального нет. Вот что плохо!
Я, например, убежал в Москву из Питера, понимая, что жизнь в этом сумасшедшей красоты городе теперь мучение. Петербург — город снобов, а чиновники по этому показателю в первых рядах. Они живут так словно сами Петры Первые, Растрелли и Монферраны и построили этот прекрасный город.
Но что касается успеха, то я уверен, что успешные люди те, у кого воспитанные дети, здоровые родители, кто живет в любви и гармонии, постоянно общается. Успешность – это семья!
Откупиться от детей невозможно, таким образом, ты их просто потеряешь. Покупая детям няньку, ты тоже их теряешь, так же, как если ты с ними не общаешься. С детьми надо просто говорить-говорить-говорить.
— Вашу точку зрения об успешности сейчас разделяют не все, и представители так называемой «элиты» в том числе…
— Ну так они и получат свой результат в жизни их детей. Нельзя откупиться от детей и купить любовь. Они не согласны? Это их дело.
— Вы когда-нибудь пытались транслировать это в своих фильмах?
— Да, у меня в некоторых картинах что-то есть, появляются какие-то словечки… Добавляю их к тексту. Например, в фильме «Стерва» одна героиня говорит: «Нас надо уважать только за то, что мы умные и богатые люди!» А герой орет ей в ответ: «Вы не умные! Вы наглые и подлые, и поэтому богатые!»
— В одном из интервью вы сказали, что как актер ушли на какое-то время из кино, потому что вам стало неинтересно…
— Кино изменилось, из искусства превратилось в технологию, из него исчезла тонкость и ушла душа. Оно стало обслуживать определенную группу людей, которым вообще наплевать на интересы зрителя. Редкие мастера-режиссеры работают вопреки обстоятельствам. Если судить по тому, что транслировали по ТВ в Новый год, за последние 20 лет толком не сняли ничего хорошего – в новогодние каникулы показывают советские фильмы тридцатилетней и сорокалетней давности.
Как же так? Не понимаю, кому разрешают снимать кино и где ошибка? Видимо, что-то не то в рецепте и поварах. Это я иронизирую, конечно…
— Что на ваш взгляд, должны сказать и сделать родители, чтобы ребенок выбрал верный путь в жизни?
— Если на примере семьи моих родителей, то я видел их искреннее волнение за меня, и помню напутствие своего отца: «Если ты уверен в себе — делай!» Это было сказано по поводу моего решения уйти из электротехнического института и попробовать поступить во ВГИК. Хуже ситуации не бывает, если представить, что дело было в СССР в 1980 году! И хотя я попал в ЛЭТИ случайно (папа моего школьного друга преподавал там и обещал нам гарантированное поступление), это был резкий поворот. Впрочем, я сделал это заявление, снявшись уже в четырех картинах.
Что касается моих детей, я считаю, что нужно подсказывать варианты, образно говоря, «двери», в которые они могут войти.
— Андрею вы подсказывали?
— Сейчас он уже дипломированный юрист с двумя образованиями, учится в аспирантуре, повышает квалификацию. Очень серьезный специалист, крутой чувак! (смеется)
Когда ему было лет 16-17 он задал мне ключевой вопрос о моей жизни: «Папа, ты так много работаешь, а где деньги?» Я ответил: «Понимаешь, Андрюша, я на своей работе получаю не только деньги, но и удовольствие. Мы с тобой не бедствуем — у нас есть квартира, машина и еще что-то. Конечно, много чего у нас нет, но мы ездим куда хотим, живем ярко, нагло, не по средствам!» (смеется) А он сказал: «Я так не хочу. Я хочу работать за деньги, а отдельно – отдыхать и получать удовольствие!»
Андрей выбрал профессию согласно своим талантам – он умеет поглощать информацию в огромных количествах.
— Вы однажды сказали, что от мужчины социум требует многого, а женщине, чтобы сложилась ее судьба, достаточно быть просто красивой, милой и хорошей хозяйкой…
— Эту фразу я бы конкретизировал, что у женщины есть такой вариант жизни, один из них. У нее в отличие от мужчины есть, по крайней мере, два варианта — быть «генералом» самой или стать «генеральшей».
— А у мужчин?
— Только генералом, потому что если у него жена генерал – она выгонит его из дома! (улыбается)
— И что вы советуете Саше?
— У нее так много талантов, амбиций и энергии плюс ко всему она еще и красива – природа ей много чего дала, что мы с Ириной (супруга В.Шевелькова – прим. ред.) считаем, если дочь не сделает карьеру, для нее это будет плохо. Саша должна быть «генералом», неважно в чем – пусть выберет сама.
Наша задача показать, как я уже сказал, двери. Она уже много куда вошла, посмотрела, и, может быть, через год, пять или десять она определится.
— Она не хочет быть моделью, как мама?
— Возможно, у нее есть такие мыслишки, и если она поработает в этой области несколько лет – хорошо, только надо это делать правильно.
— Что делать, чтобы ребенок не вырос лентяем?
— Почему дети вырастают лентяями? Потому что родители с ними не говорят! Детям ведь можно показать, чем они могут заниматься. Они могут выбрать другое, но подтолкнуть надо.
У нас в семье был показательный случай – таких много бывает, их важно не упускать из виду, фиксировать, потом напоминать. Андрей однажды лет в 13-14 проснулся с утра и спрашивает маму: «Какая профессия для мужика самая крутая?» Супруга моя подумала-подумала и отвечает: «Самое крутое — быть оперным певцом! Выучил 20, 30 или 50 партий из каких-нибудь опер, ездишь по миру, тебя все любят, платят хорошие деньги, ты звезда, встречаешься со знаменитостями. При этом ты знаешь только свои оперы и ничего больше не надо. Сохраняй голос, следи за собой и будь здоров!» Сын послушал, ушел и затем целый день напевал «Фигаро-Фигаро».
Разговор мамы с сыном услышала наша помощница по хозяйству и сказала: «Андрюша, я знаю вариант профессии, при которой ты всегда будешь в порядке».
— Какой вариант?
— Водопроводчик!
И ведь не лишено оснований. Хорошие водопроводчики всем нужны, всегда при работе и при деньгах. Если ты не бухаешь и не тупишь (хотя и оперный певец тоже может тупить и бухать), ты всегда в порядке и 50-100 долларов в день заработаешь.
— А вы что посоветовали сыну?
— Единственное, что говорю также и своим студентам: «Ребята, все надо сделать до 30 лет!»
— Что именно — создать семью, получить профессию?
— Семья – это отдельная история. Часто для мальчиков – чем быстрее женишься, тем быстрее начнешь работать. Но с созданием семьи спешить не надо.
Я имею в виду, что надо сделать все по учебе, карьере, финансам. Почему? Потому что до 30 лет здоровье ломовое, ничего не болит, не заедает, и ты об этом не думаешь: зубы не надо чинить, глаза не надо закапывать. Ходи на учебу, занимайся своим телом, держи его в порядке, копи энергию и делай карьеру.
— Вы сейчас многих огорчите, потому что наше общество стало инфантильным, и 25-летних считают практически детьми!
— Я согласен, я сам таким был, но детям надо объяснять: «Если тебе не нравится делать это — не делай, если плохо поешь, не будь оперным певцом и не мечтай об этом, найди другую профессию, открой другую дверь. Может быть ты математик, артист, танкист, шахтер — нужно кем-то быть!»
— Как вам удалось сохранить брак? В чем вообще секрет прочности семьи?
— Во-первых, не надо спешить с женитьбой, нужно получить свой собственный опыт – человеческий. Не стоит жениться в ранней юности, необходимо понимать, что жизнь – длинная.
Во-вторых, в браке обязательно должна быть страсть. Если страсти на начальном этапе не было, то это бессмыслица. Главное, чтобы это была страсть не школьная, хотя бывают и такие варианты.
Еще один важный момент: никакие проблемы, если они возникли в личных отношениях, не оставлять на завтра. Надо решать их сразу. Вот не нравится тебе, что у него сегодня, извините, носки пахли, нужно не сидеть, не нюхать и не ждать, когда он сам «проснется».
— И не злиться…
— Главное, не злиться, а прийти и сказать: «Давай-ка твои носки постираем, ноги мазью помажем, и все будет о’кей». Равно, если есть претензии к женщинам.
Нужно четко сообщать пожелания. Например, пришел я домой, а на моем рабочем столе что-то лишнее, бутылка лимонада, например, стоит, и меня раздражает. Я подхожу и прямо говорю: «Это неправильно!» Понятно, что это ерунда, но из ничего не значащего происшествия может вырасти целая волна, если накапливать раздражение. Все надо обсуждать.
Если бы мы с женой изначально не договорились и Ирина не взяла на себя заботу о детях, то все было бы не так замечательно. Она, конечно, очень многого лишена как женщина. Например, если бы я был очень богат, ей было бы намного легче. Тем не менее, она тянет свою лямку, а я тяну свою. Наши дети родились в так называемой «демографической яме», как говорят по телевизору, а мы с женой вырастили, воспитали, накормили и обучили своих детей, похоронили моих родителей, не получив ни копейки от государства и не ждем от него никакой помощи.
— Как поддержать дружбу детей в семье?
— Своим детям по этому поводу я всегда говорю одно и то же: «Ближе вас друг другу никого нет и вы должны понимать, что если сейчас не разовьете общение между собой, то и дальше его не будет!»
— Саша сейчас в таком возрасте, когда начинаются первые романы, влюбленности. Какие, как вы считаете, рекомендации отца должна получить девочка?
— Я не собираюсь участвовать в историях ее жизни в ближайшие два-три года, а если на нее кто-то нападет, я его убью. Самое главное, что я ей сказал и постоянно говорю: «Ты пока находишься в таком нежном возрасте, что сейчас к тебе, если это не мальчики-ровесники из школы и кружков, будет приближаться только отребье. Если к тебе на улице подойдет взрослый дядька и скажет: «Девушка, давай познакомимся!» — знай, что он урод. Потому что любому нормальному мужчине понятно, что тебе лет шестнадцать и к тебе лучше не подходить. Поэтому будь очень внимательна!»
— Как поддержать благоприятную для детей атмосферу в семье? Возможно, творческим людям это сложнее сделать – они склонны к эмоциональным всплескам?
— Самая большая проблема творческого человека в воспитании детей заключается в том, что он все время думает только о себе и о самореализации. А вместо этого ему надо думать о близких и о том, как объяснить суть жизни своим детям!
Творческие люди, если уж они завели семью, должны «отвечать за базар», а в противном случае – не надо им семьи.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.
Дочка изобретателя, правнучка знаменитого скульптора, потомок древнего английского рода Виктория Шервуд уверена: историческая и семейная память помогает человеку лучше понять самого себя.
От экологии насекомых к изучению поведения людей – крутой поворот на профессиональном пути произошёл, когда выяснилось, что у сына аутизм…
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.