Так уж получилось, что живем мы в реальном мире и полезнее денег человечество ничего не придумало. Говорят, за деньги можно купить всё, даже школьную успеваемость и помощь от собственных детей. Пожалуй, есть в этом доля истины. И товарно-денежные отношения между отцами и детьми — проблема, скорее, неизбежная. Вот только решают её по-разному.
Советник президента РФ по интернету Герман Клименко поднял злободневный вопрос на своей странице в Фейсбуке. Герман Сергеевич поинтересовался, должны ли родители оплачивать школьникам помощь по дому и хорошие оценки? Тема «Дети и деньги» по его же признанию получилась «жирной».
«Честно говоря, совсем не ожидал от большей части «френдов» такого странного экономического инфантилизма по отношению к собственным детям. Некоторая схожесть в таком поведении наблюдается с теми родителями, кто запрещает дома компьютеры и телевизоры. Мол, пусть дети книжки читают и в развивающие игры из кубиков играют. И та и другая позиция закрепощает детей в сфере влияния родителей. Возможно, где-то на уровне подсознания такие родители делают все, чтобы ребенок не добился успеха, не вылетел из гнезда, не стал самостоятельным. Эгоизм детектед.
Самый распространенный и абсолютно отвратительный довод против вступления с детьми в финансовые отношения состоит в том, что: а вот вырастет кровинушка и потом будет старенькому папе помогать только за деньги», — прокомментировал сложившуюся ситуацию Герман Клименко.
После серии постов Германа Клименко фейсбук-сообщество предсказуемо разделилось на два лагеря. Что интересно, и сторонники, и противники идей капитализма в отдельно-взятой семье оказались по-своему правы. Однако по форме и содержанию мнения все же разошлись.
«Ребёнок должен с раннего детства понимать, что определённые вещи надо делать просто так, потому что это «надо», «должен», «обязан», в конце концов «социальная роль». Сотрудникам компаний же не приплачивают за то, что они приходят на работу вовремя», – говорят сторонники консервативных взглядов на поощрение детского труда.
«Ребенок, должен понимать, что деньги зарабатываются только трудом. И чем качественнее выполнена работа, тем лучше она оплачивается», — противостоят им сторонники идей материального вознаграждения.
Единственное, в чем общество оказалось единодушным — деньги детям нужны в принципе. Если не за оценки или помощь по дому, то на карманные расходы. Как выяснилось, итоговую еженедельную «зарплату» своим детям платят практически все. Потому что ребенок живет не только под крышей дома, и не всегда рядом бывает холодильник.
Ему нужно ходить в кино, посещать кафе, оплачивать интернет, компьютерные игры и хотя бы иногда купить какую-нибудь приятную безделушку. Именно такой финансовый инструмент оказался наиболее гибким и востребованным. Он позволяет не только поощрить за хорошую учебу и образцовый домашний порядок, но и «штрафовать» в случае невыполнения элементарных обязанностей.
В моей практике многодетного отца денежный вопрос всегда оставался актуальным. Однако велосипед я не изобретал. Действовал по знакомому с детства принципу. Старшему сыну, пока он учился в школе, давал деньги на завтраки, плюс в конце недели он получал небольшую сумму на личные нужды.
Попытка оплачивать каждую школьную оценку успехов не принесла. Зато «карманные деньги» по итогам недельной успеваемости свою роль сыграли. Каждую пятницу мы садились вместе и выводили средний балл за учебу с понедельника по пятницу. При результате от «4+» и выше сын получал 200 рублей. За «4» сумма снижалась вдвое. «3+» оценивалась в 50 рублей, впрочем, подобный итог оставался скорее редким исключением из правил. Ребенок быстро понял, что в кино лучше ходить с попкорном, чем без.
— Не дарите мне подарков на День рождения или 23 февраля, — сказал он однажды. — Дайте деньгами.
Не вопрос. Такие решения принимаются только осознанно. Спустя год он купил на накопленные «подарочные» деньги автомат для «страйк-бола». Сразу скажу, удовольствие не дешевое, но, получается, что я не заплатил за него ни одной лишней копейки. Сын сам расставил приоритеты и сам выбрал, что ему действительно нужно.
Сейчас, когда в семье растут еще два ребенка, вопрос распределения карманных денег дополнительной остроты не обрел. Старшего посадил на относительное самообеспечение. После поступления в колледж сказал сыну: «Стипендия в твоих руках». Из семейных источников только средства на мобильную связь и редкие обеды в столовой, в случае затянувшегося учебного дня. В остальных случаях обедать можно дома — до колледжа три квартала. Думаю, закономерный итог — успешно учится на бюджетной основе. В летнее время подрабатывает.
Как-то в конце второго курса оказался в должниках. Не успел сдать один из предметов и по глупой наивности решил, что простят, позволят пересдать осенью. Так и случилось, однако, первое полугодие третьего курса сын просидел на «голодном пайке». Стипендии он лишился. Связь и питание я по-прежнему ему оплачивал, но все остальное он потерял сам. Это были уже не мои проблемы. Да, у меня сердце ныло, но большому ребенку требовался житейский опыт. Он его получил, ближайшую сессию сдал без троек и даже стал обладателем повышенной стипендии.
Помню, как он стеснялся рассчитываться мелочью за поездки в автобусах. Водители — народ грубоватый. «Десюнчики» берут неохотно, а то и прикрикнут на ребенка. Я как-то раз заметил эту горку ненужных копеек в пластиковом стаканчике для карандашей. Купил копилку, попросил складывать в нее «бесценное состояние». Перед Новым годом пересчитали — хватило на хорошие компьютерные наушники, которые сын давно хотел. Прямо вместе с копилкой сходили в соседний магазин, вечером перед сдачей выручки обменяли на купюры. Продавщицы понимающе улыбались — дети у всех. Сегодня большой ребенок мелкими деньгами не брезгует. Он понимает, что они тоже имеют свою цену.
Если сыну требуется дорогостоящая покупка, то вопрос ставлю таким образом: «Купить я тебе не смогу, но добавить — добавлю». Хороший стимул, чтобы самому заработать хотя бы часть требуемой суммы.
Собственным детям родители платили всегда. Я, думаю, все помнят коронную фразу: «Сынок, сходи за хлебом, а на сдачу купи мороженое». А ведь она из нашего советского детства, которое, как казалось, не имеет никакого отношения к эксплуатации ребенка родителем. Да, это были символические деньги, но они были честно заработаны походом в магазин.
Моим младшим дочкам карманные деньги пока особо не требуются — шоколадки и жвачку я им и так покупаю регулярно. И это тоже плата — за хорошее поведение, за послушание и успеваемость. Набедокурили — остались без «киндер-сюрприза». Такая тактика работает не всегда, но в голове все равно что-то откладывается. Ничего нового в этом нет.
Кстати, спустя полгода обучения в первом классе школьная столовая перешла на безналичную систему оплаты. Прямо в холле установили необычный терминал. С помощью него можно заказать специальную пластиковую карту, на которую будут зачисляться родительские деньги. Вещь во всех отношениях полезная. Нашим детям жить в мире безналичных расчетов. Учиться вносить деньги на карту, рассчитывать баланс и так далее лучше с раннего детства.
Единственное неудобство — деньги на завтраки уже не отложишь, не накопишь. Их можно только проесть, и только в школьной столовой. Поэтому «наличку» в семейных товарно-денежных отношениях отменять рано. Еженедельные «зарплаты» планирую выдавать со второго класса. Как показывает прошлый опыт, к этому моменту дети уж в состоянии считать, сравнивать и немного хитрить. Последнее качество, на мой взгляд, нужно воспринимать как должное. Я сам в детстве просил деньги на кино, а откладывал на станковый рюкзак. Любая хитрость (естественно, в пределах разумного) — это такое же самостоятельно принятое решение.
Михаил Пивень, глава Мазановского района Амурской области. Офицер в отставке, после выхода в запас работал директором детского дома.
— Детям нельзя давать деньги за что-то. Ни к чему хорошему это не приведёт. «Не дал денег, учиться не буду!» и т. д. Однако, карманных денег ребенка лишать нельзя. Смысл в том чтобы приучить к планированию своих потребностей. Я говорю об опыте проб и ошибок. Работая в интернате, я заставлял выдавать карманные деньги воспитанникам, чтобы они учились их тратить, имели возможность что-то купить самостоятельно. Ребёнка нужно подводить к теме что еда, одежда, услуги обязательно чего-то стоят. В семье мальчик или девочка могут взять пример с родителей, у воспитанников интерната такой возможности нет.
По поводу помощи по дому лучше придумать что-то другое. Например: «Ты же хотел сходить в кино, съездить на рыбалку. Если поможешь, то у меня будет время, и мы исполним твоё желание. Нужно добиться уважения ребёнка к труду, бережного отношения к деньгам, понимания и планирования трат, а не стихийных «хотелок».
У меня сын и трое внуков. Сын никогда не просил лишнего. Деньги мы с мамой давали ему незначительные — на кино, мороженое. Помню, подарил ему скейтборд, а в деревне на нём сильно не разгонишься. Бегал в центр — на площадь, только там асфальт. В 16 лет он сам на ваучер купил мотоцикл «Восход». Обнимал его как девушку — столько было счастья у него. Он имел всё, что нужно, но без излишеств, мы его не баловали. За годы моей службы по разным гарнизонам сменил пять школ. В итоге закончил военное училище, общевойсковую академию. Сейчас он подполковник морской пехоты. У него трое детей, четрырехкомнатная квартира, две машины, мотоцикл, но уже не «Восход». Вырос нормальным человеком, не курит, практически не употребляет спиртное.
Степан Колодкин. Журналист, отец десятилетнего сына.
— Моему сыну 10 лет, увлекается компьютерными играми, учится программированию. Хорошую учебу поощряю финансово. Однако деньги в прямом понимании мало его интересуют. При достойной успеваемости оплачиваю покупку платных дополнений и различных бонусов для компьютерных игр. Сын старается, ведь речь идёт о главном его увлечении. Для семейного бюджета затраты не большие — около 300-400 рублей за покупку, которая случается один-два раза в три месяца.
Какой-то особой тревоги по поводу детского увлечения компьютерными технологиями я не вижу и считаю финансовое поощрение правильным. Во-первых, как я уже сказал, учеба заметно подтягивается, во-вторых, ребенок освоил английский язык. Играя в сетевые игры, он общается со сверстниками из разных уголков планеты. Причем, постигает не только общепринятые стандартные формы речи, но и такие специфичные моменты, как сленг. Такого уровня разговорного английского он вряд ли достиг бы даже в ВУЗе.
В будущем сын планирует открыть канал в «Ю-Туб» и зарабатывать на изготовлении роликов о прохождении сложных этапов в популярных компьютерных играх. Примеров у него перед глазами достаточно. Кстати, свой первый заработок в сети он уже сделал. При помощи виртуального компьютера собрал робота и тут же его продал. Правда, пока в качестве платежного средства бонусы, но, это уже первый шаг к реальным деньгам.
Николай Кухаренко. Директор института Конфуция Благовещенского государственного педагогического университета. Отец двух дочерей. Младшая ходит в детский сад, старшая студентка.
— За хорошие оценки не плачу, за плохие – не штрафую. Пытаемся прививать старшей дочери мысль, что хорошо учиться необходимо, прежде всего, для себя. Первую сберкнижку оформил ей в 7 классе. Это было нужно для получения стипендии мэра. Она прошла по конкурсу как талантливый ребёнок. По достижении 16 лет оформил ей собственную банковскую карту. Раньше давал дочери свою вторую карту, но очень часто в магазинах отказывались принимать её — моё имя указано.
Правда, теперь могу получить от дочки сообщение типа «Паааап…» и отвечаю ей: «Сколько?». Через программу мобильного банка прямо с телефона перечисляю ей требуемую сумму. Это не значит, что я даю, сколько просит. Всегда интересуюсь, на что нужны эти деньги. Даём ей на кино, на кафе с друзьями. Крупные покупки (пуховик, телефон…) делаем вместе.
Своя карта нужна. Пусть с детства учится контролировать расходы. Если спустит всё на кафе, то на кино не хватит. Она не работала никогда. Хотя я бы хотел, чтобы она поработала (квас могла бы продавать или мороженое). Я в детстве подметал подъезды, чинил заборы и ящики на плодобазе. На заработанные деньги с гордостью купил несколько аудиокассет.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Как, когда и зачем делиться сокровенным с другими?
Ребёнок фантазирует или уже обманывает — где грань? Как реагировать родителям, когда дети говорят неправду? И как самим не провоцировать на ложь?
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.