Обязательно ли читать детям жития святых? Как читать — как сказку, как художественную литературу, как документ? Нужно ли адаптировать жития для детей или нужно рассказывать как есть? Казалось бы, такое понятное занятие, но и тут есть немало вопросов. «Батя» расспросил отцов, как они в своих семьях подходят к чтению житий святых с детьми.
Алексей Баклан: Думаю, всё зависит от особенностей восприятия ребёнка. Есть хорошее издание житий святых для детей Сретенского монастыря, например, хотя в целом с детской православной литературой дела, конечно, обстоят не очень хорошо.
Безусловно, надо понимать, что жития святых — это тексты с духовным смыслом. Мы знаем и художественную литературу на темы житий святых, например, роман «Иоанн Дамаскин» протоиерея Николая Агафонова. Мы почитаем праведную Матрону Московскую, житие которой в строгом смысле отсутствует. Поэтому всё индивидуально, и нужно правильно находить баланс между сказкой, былью и чем-то ещё — главное, чтобы детям было интересно, чтобы это не было чтение из-под палки. Иногда для детей сказочные персонажи более реальны, близки и понятны, чем живые люди.
Алексей Марков, певчий храма в честь святой равноапостольной Марии Магдалины на Васильевском острове (Санкт-Петербург): На мой взгляд, можно читать жития святых по-разному в зависимости от духовного состояния ребёнка. Да и от возраста зависит очень многое. Моя жена читала детям жития в основном как художественную литературу. Они очень хорошо воспринимали. Священное писание они тоже слушали со вниманием. Наверное низводить до уровня сказок не надо, а то и будут в дальнейшем воспринимать как сказки. Главное – самому верить в прочитанное, тогда, как ни читай, в детском сердце отзовётся.
Богдан Лавриненко (поэт, музыкант, художник): Если мы говорим о житиях святых и священных текстах, то считаю, что детям в возрасте от 5 до 10 лет их нужно преподносить в адаптированном виде. То есть более понятным детям простым языком, близком к языку сказки, возможно, с интересными образами, и обходя моменты, которые могут смутить, поскольку психика детская ещё не окрепшая.
Андрей Зайцев (журналист, преподаватель, автор цикла публикаций о том, как говорить с детьми о святости): Я думаю, что все зависит от времени и семьи. Юрий Михайлович Лотман в лекциях о русской культуре рассказывал о декабристах, которые зачитывались в детстве жизнеописаниями Плутарха. Если бы у меня был выбор, я бы с ребенком читал книжки Михаила Гаспарова о Геродоте, Греции и Риме. Я бы читал с ним Плутарха в пересказе. Так получилось, что на русском языке есть прекрасные переводы античных текстов для детей и нет качественных переводов житий. Тексты «по Дмитрию Ростовскому» для детей сложны. А из современных авторов житий для детей я могу рекомендовать только книги Саши Ткаченко — замечательного папы, психолога и писателя. Он умеет в каждом тексте найти что-то, что волнует сердца не только детей, но и родителей.
Игорь Лунёв (журналист): Я сторонник осторожного подхода к чтению житий святых с детьми. Прежде всего, лучше выбирать те истории, которые вдохновляют вас самих. А из этих историй стараюсь выбирать для чтения с сыном те, которые могут быть понятны и близки современному человеку без специальных знаний о контексте и особенностях литературы определённой эпохи. Иногда читаем не житие целиком и даже не фрагменты текста, а вспоминаем какие-то отдельные эпизоды, показывающие нам, как Бог может действовать в жизни человека и как может вести себя человек в конкретных обстоятельствах.
Евангелисты не единожды рассказывают нам про то, что сам Господь Иисус Христос старался делать акцент не на чудесах, а на самой Благой Вести. Исходя из этого, думаю, что читая жития святых с ребёнком, лучше начинать с таких, где чудесные явления занимают не первое место. Тогда меньше шансов, что ребёнок воспримет житие подвижника как сказку. Кстати, здесь хорошо подходят жизнеописания Новомучеников и Исповедников Российских: там чудеса в привычном для нас виде встречаются нечасто, главное там — свидетельства веры и стойкость верующих перед гонящими их безбожниками. К тому же, эти тексты помогут детям лучше понять нашу недавнюю историю и наше настоящее.
Священник Дмитрий Березин (настоятель храма Казанской Божьей Матери в Молоково, руководитель журнала «Батя»): Жития святых детям читать обязательно надо, особенно тех, чьи имена они носят. Мы обычно читаем адаптированные для детей варианты, и серия издательства «Никея» особенно для этого подходит.
При этом важно объяснять, что жития святых — это жизнь реальных людей. То есть различать художественную и житийную литературу. Наверное, самая важная мысль, которую стоит донести до ребенка: святые живы, слышат нас, помогают нам и молятся за нас.
Протоиерей Антоний Витвицкий, настоятель храма в честь святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Паново (Санкт-Петербург): Чем дальше, тем меньше у меня простых и прямых ответов на подобные вопросы. Помнится, когда ещё не было своих детей, я знал всё про их воспитание и мог научить кого угодно, как это делать. Но со временем, видимо, разучился…
Родители могут дать детям только то, что есть у них самих – это касается, в том числе, и христианской веры. И родителям не стоит пытаться в той или иной форме говорить детям неправду – дети её интуитивно чувствуют и отторгают. Из этого следует, что стоит читать только те книги, с которыми вы сами согласны, и в которых уверены. Это требует серьёзного подхода к выбору книг, которые покупаются для детей.
А уж как их читать… Наверное, прозвучит почти банально: с любовью, бережностью и благоговением. К ребёнку, к его внутреннему миру, к его доверию вам, родителям, к святым, о которых мы читаем, и которые тем нам и дороги, что будучи такими же, как мы, стяжали святость, к Богу, перед Которым мы это делаем, и к Которому хотим привести своего ребёнка и без Которого сделать этого не можем. Именно этот дух любви и благоговения и есть, наверное, самое важное в таком чтении.
Свой взгляд на чтение житийной литературы детям представит издательство «Никея» в рамках фестиваля «Большая перемена» в Москве с 28 по 3 ноября. Пять встреч будут посвящены пяти святым, эпизоды из житий которых прочтут известные артисты: Ольга Остроумова, Илзе Лиепа, Светлана Камынина, Игорь Гордин и Фёдор Степанов.
У меня не было такого, как в фильмах, когда сын и отец у костра сидят, и отец говорит: «Сынок, когда-нибудь ты станешь взрослым…» Поэтому приходится внутри своей семьи постоянно биться об углы непонимания. А мы, взрослые верующие люди, должны стараться своих детей к браку подвести максимально подготовленными.
У священника Константина Островского — четверо взрослых сыновей, один из которых епископ, а еще двое священники. Как ему удалось воспитать детей в православной традиции?
В поселке Тярлево под Петербургом есть храм, сама история которого – иллюстрация преемственности. Теперь в нем служат два отца Александра Порамовича – отец и сын. «Батя» поговорил с ними о о семейных традициях, детско-подростковых взаимоотношениях со сверстниками и воспитании в сложные времена.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.