«Ах, домашние заботы…»: как научить детей помогать

Помните советский фильм начала восьмидесятых о каникулах Петрова и Васечкина? В эпизоде героиня блистательной Софико Чиаурели исполняет песню с такими словами:

 

Ах, домашние заботы,
Пусть не видно им предела,
Это женская работа,
Не мужское это дело.

 

И рефрен:

 

Пусть мужчины отдохнут,
Легкий повседневный труд –
Это наш удел, это наш удел…

 

И хотя песенка носит, несомненно, язвительный оттенок, не секрет, увы, что так в нашем обществе и повелось: домашняя рутина лежит преимущественно на женщинах. Почему «увы»? Нет, я не собираюсь жаловаться на горькую женскую долю и призывать мужчин чаще браться за мытье посуды и полов или расхаживать по дому с молотком наперевес в поисках недобитого гвоздя. Сейчас не об этом.

 

«Увы» вот по какой причине. Многолетний труд по воспитанию детей должен содержать и раздел домашних обязанностей. Мы же хотим, чтобы дети нам помогали, чтобы они обладали навыками самостоятельного содержания себя и своего дома в порядке, а в идеале – чтобы умели что-то и сверх этого.

photosight.ru. Фото: Сергей Тягин

photosight.ru. Фото: Сергей Тягин

Почему дети становятся «неумехами»

 

Но так получается, что сам наш уклад не способствует активному вовлечению детей в домашнее хозяйство. Россия уже больше не сельскохозяйственная страна, и большая часть населения – или, по крайней мере, очень значительная – живет в городах. А это значит, что вода из крана течет сама, отопление живет в трубах и батареях и нет нужды в том, чтобы держать свой огород и скотину. В результате сфера домашнего хозяйства значительно уменьшилась в размерах по сравнению с домоводством вековой давности, особенно в последнее время, когда отряды разнообразной бытовой техники заполоняют наши дома. Собственно домашних дел немного. Ну, готовка, ну, посуда, уборка, глажка белья. И если девочек достаточно легко привлекать, скажем, к готовке, причем начинать это делать можно совершенно в любом возрасте, то с мальчиками труднее, для них домашних дел еще меньше. Помощь в уборке да походы в магазин, например.

 

А с другой стороны на наших юных помощников наступают занятия в спортивных и танцевальных секциях, репетиторы по английскому и прочие школьные ужасы, не говоря уже о лазутчиках – компьютерных играх, которые съедают массу времени.

 

В итоге дети у нас получаются иногда какие-то нехозяйственные. Неумехи какие-то часто. И ленивые местами, ни к какому ручному труду не имеющие желания. И вот оно – «это наш удел, это наш удел», мама, как правило, сражается в одиночку на всех позициях домашнего фронта.

 

Как научить детей трудиться

 

Начинать, как обычно, следует с самого нежного возраста. Благо, страстное желание малыша всегда следовать за любимым взрослым и все-все делать вместе этому только поспособствует. Грех не использовать природную тягу к познанию мира.

 

Самая лучшая домашняя работа, которую удобно одной из первых поставить перед ребенком – это уборка игрушек. Начинать надо вместе, превращая задачу в игру. Зайчик идет спать на полку, кубики едут на машине – это, конечно, классика жанра.

 

Не забывайте таким образом устроить игрушкохранилища, чтобы ребенку было нетрудно и удобно наводить порядок. Отличным подспорьем станут пластиковые контейнеры и картонные коробки. Их, кстати, хорошо снабдить соответствующими рисунками или надписями, чтобы облегчить сортировку. Суть в том, чтобы уборка, превратившись в обычное, рутинное, дело, не стала все-таки скучным и нудным занятием, а продолжала быть частью игры. Такое отношение к делам стоит развить и сохранять и взрослым…

 

Ребенок растет, и расширяется сфера его ответственности. Складываем и убираем свою одежду. Моем за собой чашку. Выносим мусорное ведро! Это как посвящение в рыцари, то есть во взрослые. Помните, была такая смешная серия «Ералаша» о том, как мальчик в первый раз отправился с ведром на лестничную клетку? Его собрали в путь не хуже, чем космонавта, а в дверях провожала вся семья…

 

Какие еще домашние обязанности могут быть почетно возложены на ребенка, во многом, конечно, зависит от уклада в семье, от бытового распорядка. Где-то посуда моется по установленному графику дежурств, а где-то вопрос мытья вообще не стоит, потому что есть посудомоечная машина. В небольшом городке первоклашки сами бегают в школу и за хлебом, а в мегаполисе, с его опасными дорогами и подозрительными личностями, это может считаться позволительным хорошо если классу к четвертому.

 

Кроме того, разделение работ на женскую и мужскую все-таки остается в большинстве случаев неизменяемой данностью. И хотя каждый солдат Советской Армии должен был уметь сам пришивать подворотничок (не знаю, каковы порядки сейчас и есть ли у военной формы нового образца подворотнички), основам шитья все же скорее обучают девочек, равно как и азам кулинарии. Хотя и мальчишкам, даже если они не будут служить в армии, не грех освоить механику изготовления макарон с кетчупом или простейшего омлета.

 

О порядке и «сынарнике»

 

Еще один элемент домашнего быта – поддерживаем порядок на рабочем столе. Это уже для школьников, для серьезных и почти взрослых граждан. И надо сказать, что тема эта – довольно щекотливая.

 

С одной стороны, порядок, безусловно, необходим. Это настраивает на деловой лад, дисциплинирует, облегчает, в конце концов, работу – нельзя же качественно выполнить задание в тетради, когда ее найти невозможно в куче барахла! С другой стороны, рабочий стол – это хозяйство ребенка, а значит, он вправе устанавливать тут свои порядки. И вмешиваться в его бумажки и книги на столе – значит грубо нарушать его личные границы. А с третьей стороны, рабочий стол точно так же отражает характер своего хозяина, как женская сумочка или инструментальный шкаф мастера. И в этом случае изменить что-либо коренным образом вряд ли возможно…

 

Вспоминаю одну свою ученицу, с которой мы занимались у нее дома. Просторная комната, огромный письменный стол с дополнительной тумбочкой сбоку. Но… занимались мы на маленьком его уголке, потому что вся поверхность стола была загромождена. Чего там только не было! Горы, горы бумаг, книг, учебников, тетрадей. Губные помады, расчески, бижутерия и веб-камера. Ручки, маркеры, провода наушников и лаки для ногтей. Разноцветные стикеры-напоминалки на всех возможных местах. На мой взгляд, это был кошмар, в котором невозможно жить. Девушка же чувствовала себя в этом бедламе вполне уютно и с легкостью могла отыскать нужный предмет. В ответ на мое удивление она с улыбкой процитировала известную фразу Эйнштейна: «Только дурак нуждается в порядке. Гений господствует над хаосом».

 

Так что с порядком на столе нужно обращаться аккуратно…

photosight.ru. Фото: Олег Шмитов и Виктория Аминева

photosight.ru. Фото: Олег Шмитов и Виктория Аминева

То же касается и в целом порядка в комнате ребенка, особенно если он уже подросток или близок к этому. Если у ребенка нет своей личной комнаты, если он делит ее с братом/сестрой или родителями, то призывать его к поддержанию порядка проще просто потому, что беспорядок неудобен другим членам семьи. (О, почтенные родители мальчиков! Хорошо ли вы помните толстый слой деталей от «Лего», устилающий пол?..)

 

Если же ребенок – полноправный хозяин комнаты, то придется искать золотую середину в вопросах уборки, и будет она находиться, как мне кажется, все-таки ближе к ребенку. В конце концов, это его территория, и проще будет, если вы закроете глаза на «сынарник» (очень меткое, на мой взгляд, словцо), нежели будете планомерно портить отношения из-за беспорядка. В конце концов, когда в гости придет в первый раз девочка, порядок по волшебству возникнет сам…

 

Как «я сам» превращается в «не буду»

 

Самый интересный вопрос в связи с домашними заботами заключается не в том, кого, как и когда приучать к труду на благо семьи. Самый интересный вопрос – почему малышня всегда и везде лезет с необыкновенным энтузиазмом, доказывая всему свету свое классическое «я сам!», почему первоклашка столь рад и горд, выполнив «взрослое» дело, тогда как подростки к своим 14-15 годам куда-то теряют всю охоту к делу? Не просто не хотят, а нос воротят, не заставишь что-то сделать? Что происходит на этом отрезке, от 7 до 14?

 

Посмотрим поэтапно. Вот мы доверяем, например, трехлетней дочке помогать нам печь пирожки. Вся кухня как после взрыва, а самого главного повара нужно отмывать в семи водах. Но мы смиряемся с этими мелочами жизни: зато мы вместе, зато ребенок развивается и вообще счастлив.

 

Вот семилетний мальчик вымыл в первый раз пол. Сам мокрый, но гордый, на полу разводы, и вообще хорошо бы перемыть потом потихоньку. Наши чувства? Наши слова? «Молодец, сын, я горжусь тобой». Что-то в этом духе, да?

 

А потом? Новое дело становится потихоньку обязанностью, за каждый квадратный метр чистоты уже никто не хвалит, а позже дело доходит и до упреков: «Опять грязь развез?!». Естественно, на этом фоне детский энтузиазм с шипением растворяется, как сода в уксусе.

 

Но нельзя же вечно хвалить за выполненную работу, так и испортить человека недолго, – скажете. И будете совершенно правы. Чрезмерное употребление похвалы вредит психологическому здоровью.

 

С одной стороны, ребенок привыкает к тому, что дома он вечно молодец, что бы ни сделал, а вне дома он сталкивается с окружающей реальностью, которая отнюдь не проявляет такого же восторга, и для ребенка эти переживания могут стать весьма болезненными. С другой стороны, это «молодец» весьма скоро может превратиться в штамп, стереться от активного употребления, потерять свою истинную ценность. А с третьей стороны, в корне неверным решением является идея хвалить за что-то. То есть ребенок привыкает подсознательно к идее, что он молодец только в том случае, если что-то сделал хорошее, а не сам по себе. Но ведь это не так, наш ребенок хорош для нас уже потому только, что он есть, что он с нами.

 

И именно эту радость – от ребенка, от выполненного им дела, от помощи вам – и стоит стараться выражать как можно чаще. Согласитесь, это разные установки: хвалить за конкретные дела – или радоваться тому, что ваш родной человечек помог вам с ними справиться. И эмоции разные, и слова, и второй способ явно более простой и открытый, способствующий укреплению привязанности. Такой позитивный заряд не убьет в сыне или дочери желания стараться и впредь быть помощником родителям.

 

Весело и вместе

 

И еще один секрет, который и взрослым может пригодиться. Как заставить себя выполнять скучную, неприятную работу по дому? Ответ простой: нужно сделать скучное – интересным! Превратить работу в игру.

 

И конечно, личный пример еще никто не отменял. Карикатурный образ папы с пивом на диване не образец, конечно, для подражания, сколько бы ценных слов о пользе труда ни было им сказано. Здесь так же, как и с чтением: если в семье не читают родители, то вряд ли им удастся уверить ребенка в том, что книги – это здорово.

 

Фокус еще и в том, что общие домашние заботы могут стать клеем, соединяющим и укрепляющим семью. Приготовленный хором обед будет вдвое вкуснее, поверьте, и задушевнее – семейная трапеза. Так что срочно все на кухню, а после обеда будем дружно вешать картину, пусть бы даже и по образцу дядюшки Поджера, героя Джерома Клапки Джерома. Зато вместе!

Иллюстрация И. М. Семенова к книге Дж.К.Джерома "Трое в лодке, не считая собаки"

Иллюстрация И. М. Семенова к книге Дж.К.Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»



Автор: Юлия Жабыко, 17 октября 2013 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юлия Жабыко
Выпускница филологического факультета МГУ (1999), репетитор по русскому языку для школьников, мама двоих детей.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Про подготовку к «настоящей жизни». Сергей Пархоменко

Автор обучающих настольных игр и отец двоих детей Сергей Пархоменко объясняет, почему родителям нужно давать своим детям возможность учиться весело.

nedetsky_mir_min_1

Размышления отца о том, можно ли и нужно ли оберегать ребенка от окружающего мира, если, повзрослев, он все равно столкнется с «правдой жизни» и всяческими соблазнами?

Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.

Свежие статьи
Про подготовку к «настоящей жизни». Сергей Пархоменко

Автор обучающих настольных игр и отец двоих детей Сергей Пархоменко объясняет, почему родителям нужно давать своим детям возможность учиться весело.

nedetsky_mir_min_1

Размышления отца о том, можно ли и нужно ли оберегать ребенка от окружающего мира, если, повзрослев, он все равно столкнется с «правдой жизни» и всяческими соблазнами?

Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.