Дачная трудотерапия: заставлять, приучать, поощрять?

Дача – это не только (а часто и не столько) отдых, но и труд, а для детей – трудовое воспитание. Как приучать ребенка к садово-огородным работам? Нужно ли заставлять? Как не превратить огород из блага для семьи в мучительную повинность? Об этом рассуждают психологи и живущий в деревне многодетный отец.

 

«Дачная идиллия» из-под палки

Марина Шмакова, психолог

 

Когда родители приобретают дачный участок, они уверяют себя и других, что это затея – ради детей. Там они будут больше находиться на свежем воздухе, будут ближе к природе и натурпродуктуам в виде свежевыращенной морковки, огурчиков и других овощей, ягод и фруктов.

Фото: photosight.ru, Валерий Иванович

Фото: photosight.ru, Валерий Иванович

Небольшой участок земли быстро начинает преображаться. Появляется дом, окруженный зеленым газоном и пышными цветниками. Высаживаются деревья и кустарники, делаются грядки под овощи, и все это ограждается забором.

 

Все члены семьи после трудовой недели выезжают отдыхать на дачу. Папа вытаскивает из машины все новые и новые инструменты, потому что он строит дом. Мама достает сумки и корзинки с едой.

 

Почему-то в этих сумках уже есть помидоры, огурцы, редис и даже зелень. Своей зелени, то есть собственноручно выращенным луку, петрушке и укропу только еще предстоит в виде семян попасть в землю и через две-три недели показаться на грядках. Да и яблоки появятся ближе к осени, в конце дачного сезона, а в маминой корзинке они уже сейчас лежат, очень даже симпатичные.

 

Дети бегут к грядкам, смотрят, какие изменения произошли в природе. Прибавили ли посаженные их руками растения в росте, не засушило ли их солнце, не поломал ли ветер, не побило ли дождем и градом?

 

Сначала родители объясняют своим детям, что выращенные на участке овощи лучше, чем купленные в магазине, а потом в воспитательных целях довольно требовательно говорят: «Раз посадили – ухаживайте!» Дачный труд не так скоро дает результат, принуждение начинает раздражать, и с каждым новым выходным днем мотивация у детей становится ниже.

 

Возникает вопрос: надо ли заниматься такой сельскохозяйственной трудотерапией?

 

Вместо того чтобы играть с детьми в подвижные игры или сходить в лес и на речку, папа с мамой упираются в свои неотложные дачные дела, которые никогда не кончаются, и вся их изначально благородная затея терпит крах. Выходные заканчиваются – и все семья, утомленная работой, возвращается домой в город.

 

Иронично изображая современную дачную «идиллию», я вспоминаю свое детство. Мне было 15 лет, когда мама получила от завода участок земли. Нам пришлось с ней на этом участке пройти все круги ада: корчевать, копать, сажать, строить и так далее. Через несколько лет я возненавидела эту дачу, но как послушный ребенок каждую субботу и воскресение маршировала за мамой по дороге от автобусной остановки до участка. Машины у нас не было, так что урожай собирали и везли в сумке-тележке, несли в рюкзаке и авоськах. Мы с мамой все лето выращивали для нашей семьи овощи, ягоды и фрукты. Материально – это было выгодно, но физически – очень тяжело.

 

Многие городские дети моего поколения прошли через такую трудотерапию. После таких выходных дней вечером на танцы не пойдешь, да и руки и ноги долго в порядок приводить надо: они в трещинах, мозолях и в земле.

 

На мой взгляд, если городская семья испытывает материальные трудности и это объясняется детям, то садоводство и огородничество на дачном участке становится частью «бизнеса». Дети сами понимают необходимость помощи родителям, и их не надо заставлять. Им будет даже радостно помогать родителям в решении семейных проблем. Семьи, которые живут в сельской местности, как правило, имеют свое хозяйство, и там дети не спрашивают, зачем копаться на огороде. Они имеют свои обязанности и выполняют их.

 

Если же необходимости в обеспечении большого урожая нет, то, выезжая из душного, пыльного города на выходные, каждый член семьи мог бы находить для себя дело, которым хотел бы заниматься. И здесь родителям важно не упустить момент и подсказать, даже показать детям, чем можно заняться на природе с пользой для себя и для других. В том числе, может быть, даже засеять грядки. Но не из-под палки, а в удовольствие.

 

Грядки – это личный выбор

Екатерина Заварухина, психолог

 

Что значит «приучать» ребенка к дачному труду?! Показать, как это здорово! Как классно вскапывать грядки, как радостно, когда появляется первый росточек морковки или свёколки…

Фото: photosight.ru, Sw. Anand Dhanya.

Фото: photosight.ru, Sw. Anand Dhanya.

Тут скорее стоит вопрос, а нравится ли родителям копаться в земле? Как сами они собираются на дачу – с восторгом или с глубоким вздохом: опять полоть грядки, опять «садить» картошку, опять, опять, опять?..

 

Важно понимать, что все, что делает человек – выбор самого человека. Выбирает человек сам, а не кто-то за него. И если все-таки это добровольный выбор родителей, то поэтапно и ребенок будет знакомиться и привыкать к даче:

 

1 этап, с рождения:

 

— малыш спит на свежем воздухе, пока родители возделывают грядки; если они не ссорятся, а работают командой, то и ребенок будет вместе со свежим воздухом вдыхать любовь к даче.

 

2 этап, от года до 3,5 лет:

 

— ребенку все интересно, ему нужно показывать и объяснять: «Смотри, какой червячок! Ой, как красиво почки набухают! Скоро появятся цветочки! А земле нужно помочь, чтобы она нам дала хороший урожай: вот сейчас я возьму лопатку, и тебе тоже надо? Давай будешь мне помогать». В этом возрасте детям нравится помогать родителям, особенно, когда их подбадривают: «молодец, отлично!».

 

3 этап, от 3 (3,5) до 5 лет:

 

— важно поручать ребенку небольшие конкретные, но важные задания, например, полить маленькую грядку; нужно заинтересовывать ребенка, показывая ему прелести природы, но ни в коем случае не говорить «затопчешь, сломаешь!». Показывайте, как нужно обращаться с растениями, при необходимости просто говорят: «а вот здесь – немного поаккуратнее».

 

От 5 лет и далее, если дачи не было, и родители собираются покупать:

 

— стоит заранее вместе с ребенком смотреть фото с природой, бывать на природе, заинтересовывать растениями, показывая, как распускаются почки и цветы и т.п.

 

Важно помнить, что заставлять – все равно что отдалять ребенка от дачи. Заставлять – значит показывать, что нужно делать то, что ребенок не хочет делать. А на самом деле необходимо показать, что там интересно, чтобы ребенок захотел сам.

 

В подростковом возрасте, если другой мотивации не сформировано, есть уже только путь договоренности: «мы все члены семьи, у нас заведено ездить на дачу, потому что мы с нее получаем то, то и то». Также помогает определение конкретных обязанностей по дому. Подростку нужно предоставлять выбор, чтобы он сам решал, что лучше – прополоть две грядки или заняться уборкой в доме. Возможно, любовь к природе проснется сама собой.

 

Обязанности посильные, согласно талантам

Алексей Проскурин, отец 8 детей, в 1996 года уехал с женой из города в деревню в Костромской области

 

Таким уж образом устроена деревенская жизнь: нельзя, чтобы кто-то не работал.

 

У нас довольно большое хозяйство: огород, два поля картошки (не знаю, сколько по площади, но урожай снимали до ста мешков), корова и куры. Лето короткое, сезон работ, соответственно, тоже. Надо много успеть, так что в работе задействованы все члены семьи.

ogorod_3

Деревня у нас маленькая, живут, в основном, одни бабульки. Ни детского садика, ни пойти погулять со сверстниками. То есть дети с утра до вечера с нами. А у нас задача простая – летом пахать, чтобы перезимовать. Не вырастет картошка – и что делать? Супермаркетов тута нету. Положим, вот заметёт зимой дорогу, так, что недели две-три никуда не выберешься и к тебе никто не проедет. Надо как-то это время прожить. И если дрова есть, печка есть, картоха-овощи есть, мешок гречки-муки-макарон, молоко есть, то прожить можно.

 

Поэтому у каждого есть круг обязанностей, посильных, конечно, и согласно талантам. Кто-то лучше дома управляется на кухне, кто-то с коровой умеет. Есть самые трудоёмкие работы, где чем больше народу, тем лучше: это окучивание и копание картошки или сенокос.

 

Дети – они разные. Старшие у нас – более ответственные и самостоятельные. (Сейчас трое уже студенты). Самая старшая, Дарья, – самая трудолюбивая: просыпаешься утром, выходишь на крыльцо – в огороде Даша, грядку полет. Целый день где-то мотался, приходишь домой – там обед, всё помыто, баня затоплена…

 

Алёнка в детстве была более разгильдяйская и склонная больше к развлечениям, но её можно было легко зажечь, мотивировать: вот доделаем всё и на речку поедем, мультики посмотрите, в компьютер поиграете. Она научилась работать, как электровеник: не всегда качественно, но очень продуктивно.

 

Младшие уже не такие. Жизнь вокруг изменилась, мы теперь живём не так изолированно, и в связи с этим возникают какие-то новые соблазны: интернет, например. Поэтому младших детей приходится принуждать к работе более жестко, чем хотелось бы. Сам-то себя, взрослый, и то принуждаешь…

 

Но тут, кстати, такой момент: работа работой, а надо и сказку на ночь, и деда Мороза на Новый год и Рождество, и снежные крепости, и поход за грибами и ягодами, и на речку, и на шашлыки, и конкурс на лучший рисунок по теме… «уборка картофеля».

 



Автор: Редакция, 1 мая 2014 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

АВТОР
Редакция
Журнал «Батя» - место, где можно делиться опытом, обсуждать, советоваться, как сделать наших детей чуточку счастливее, как научить их добру и вере, как нам самим быть настоящими папами, отцами, батями…
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
За рулём: как организовать семейное путешествие на машине

Кресло у иллюминатора или койка в купе нередко становятся далеко не самой приятной частью отпуска. И только c автомобилем дорога перестаёт быть вынужденной мерой туристического путешествия, а превращается в увлекательную часть отдыха.

Четыре забытых идеи для Масленицы

Испечь блины, сходить на массовое празднование в парк, сходить в гости, «проститься» – ну, что там еще принято делать на Масленицу? «Батя» подобрал и осовременил четыре масленичных занятия, о которых вы, вероятно, забыли.

Дома - среди своих

«Чувствуй себя, как дома». Мы произносим эту фразу, как обычную вежливую формулу и не придаём ей большого значения. А ведь это одно из лучших выражений гостеприимства, это приглашение войти в некую интимную среду, стать её частью.

Свежие статьи
nedetsky_mir_min_1

Размышления отца о том, можно ли и нужно ли оберегать ребенка от окружающего мира, если, повзрослев, он все равно столкнется с «правдой жизни» и всяческими соблазнами?

Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.

lubimov_min

Актер театра и кино Илья Любимов размышляет о родительской жертве и об одиночестве детской души.