Домашний кружок: эксперименты со льдом

Все участники нашего кружка обожают опыты. Вот прям с упоением что-то с чем-то смешивают, нагревают, надувают, запускают… Я считаю это полезным делом, даже когда физическая или химическая подоплёка происходящего для детей недоступна. Дети внимательно наблюдают, аккуратно пробуют разные варианты и смотрят, что получается – отличная тренировка внимания, самоконтроля, мышления, наблюдательности. А в большинстве случаев из опытов мы делаем какие-то содержательные выводы и часто находим какие-то примеры этих эффектов в реальном мире. Сегодня – опыты со льдом.

 

Как сделать цветные льдинки

 

Сколько нужно красок, чтобы напечатать в типографии книгу или цветной журнал? Спросил ребят. Дети сказали «много», «сто», «двести» и т.п. Тогда я сообщил, что используется всего три или четыре краски – и из них получаются все остальные цвета.

 

А дальше мы перешли к делу.

led_1

Суть процесса проста: ребёнок набирает немного акварельной краски на кисть и красит воду в стаканчике. Потом набирает краски других цветов, добавляет их и смотрит, что получается. Когда он удовлетворён результатом – вода из стакана заливается в формочку для льда.

 

Из синего и жёлтого получается зелёный, из красного и жёлтого – оранжевый, а еще можно сделать сиреневый и другие довольно-таки оригинальные оттенки. Опасения, что в результате хаотичного смешивания и неаккуратной работы будут получаться исключительно разновидности буро-болотного цвета, не оправдались – цвета получились интересные.

 

Смешивание цветов, оказывается, чрезвычайно хитовое и увлекательное дело. А когда оно закончено, формочку отправляем в морозильник.

led_2

Как тают цветные льдинки

 

Через некоторое время (например, на следующий день) можно достать лед, чтобы поразглядывать и повосхщаться. А также заняться экспериментированием – изучить, как размораживается лед в разных условиях.

led_3

Кусочки кладем просто в стаканчик, в холодную воду, в закрытую банку, в пакет с воздухом, в варежку (предварительно завернув кусочек льда в пакетик), в стакан с солью.

 

Я спросил у каждого ребенка, где, по его мнению, быстрее всего растает лёд, а где – медленнее. Большинство решили, что быстрее – в варежке и в воде.

 

Ну что ж, смотрим, как продвигаются дела.

led_3

led_5

Первым лёд растаял в холодной воде. Я пояснил, что температура через воду передаётся легче, чем через воздух. Поэтому, например, в мокрой одежде становится холодно. Потом лёд растаял в соли (дети сами вспомнили, что солью посыпают тротуары). И даже через 2 часа лёд не до конца растаял в варежке. Тоже объяснил, что варежки не греют – они просто плохо передают температуру, поэтому в них и тепло, мороз через них не проходит.

 

Лед, масло и вода

 

Еще один опыт с цветным льдом.

 

По информации из непроверенных источников, лёд должен плавать в растительном масле, а талая вода из него должна эффектно опускаться на дно. Но то ли источники слишком непроверенные, то ли масло слишком рафинированное — лёд у нас довольно-таки настойчиво сразу же тонул в масле.

led_6

Пришлось на ходу менять схему эксперимента — для начала добавили воды. Естественно, масло оказалось наверху, вода – внизу, а лёд занял положение на границе масла и воды — уже что-то.

 

Потом положили на стакан две палочки, а на них кусочек льда — пусть капает постепенно. Капля, упав в масло, осталась у поверхности, приняв форму шара. По мере того, как накапало ещё подкрашенной воды, шар стал побольше, погрузился в масло и остановился на границе масла и воды.

led_7

Если в результате неаккуратного движения лед окажется в стакане, то детям и тут найдется дело – у нас, например, все о-о-о-очень хотели перемешать содержимое.

led_8

«Засолка» льда

 

Это достаточно простой и хорошо известный эксперимент. Берем обычный лед, красим его краской и посыпаем солью. В тех местах, куда попадает соль, лед тает быстрее, краска попадает внутрь льда и получается неописуемая красота.

led_10

led_9

Дети с упоением красят, солят и восторженно разглядывают получившееся.

led_13

led_14

led_16

Краску можно взять любую (у нас была гуашь). Соль можно добавить сразу в краску или солить непосредственно лед. Только приготовьте побольше льда, так как дети могут заниматься этим о-о-очень долго!

led_11

led_12

led_17

led_19

led_18



Автор: Сергей Пархоменко, 22 июля 2014 года

Комментарии

  1. Наталья:

    Очень интересно. Спасибо. Обязательно попробую со своими детьми

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сергей Пархоменко
Психолог по образованию, консультант, бизнес-тренер. После рождения сына активно занялся «детской» темой. Сооснователь компании по производству настольных развивающих игр для детей «Банда умников».
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Домшаний кружок. Фонтан в банке

Конечно же, ребенок, увидев такое необычное сооружение, захочет сделать себе индивидуальный вариант.

Домашний кружок. «Электродвигатель-пятиминутка»

Имея магнит, проволоку, батарейку и шуруп, можно за пять минут создать мини-электродвигатель и вспомнить кое-что из школьного курса по физике.

Домашний кружок: Солнечная система и немного метрологии

Несколько лет назад я обнаружил, что у меня, как и у многих, весьма неопределённо-неадекватные представления о соотношениях размеров объектов Солнечной системы и расстояний между ними…

Свежие статьи

Традиционное семейное авторалли «Батя» пройдет в Москве 3 января 2017 года. Для участия в нем необходимо до 31 декабря заполнить и заявку и прислать ее по адресу [email protected] В день соревнования сбор участников – в 10.00 на Поклонной горе. Финиш организаторы держат в секрете.   Девиз ралли: Семья – это дружный экипаж. Участники – семьи…

nedetsky_mir_min_1

Размышления отца о том, можно ли и нужно ли оберегать ребенка от окружающего мира, если, повзрослев, он все равно столкнется с «правдой жизни» и всяческими соблазнами?

Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.