Домашний кружок: Каша в бумажной кастрюле

Бумажные кастрюли

 

– Можно ли что-то приготовить в бумажной кастрюле? – спрашиваю.

 

Дети, естественно, категорически заявили: невозможно!

 

Предложил им попробовать вскипятить воду в бумажной коробочке на свечке.

 

– Конечно же, коробочка должна прогореть, а вода зальёт свечку, – уверены.

 

kasha_1_1

.

 

Эксперимент начали с изготовления простеньких коробочек из плотной бумаги. Я специально не стал использовать спичечные коробки или другие заготовки, чтобы в процессе самостоятельного изготовления этой нехитрой «посуды» попутно потренировать у детей рабочие навыки, пространственное мышление и глазомер. Дошколята пока не очень умеют пользоваться линейкой, отрезать, биговать по линии и пр. – надо тренироваться.

 

kasha_1_2

.

 

Минут через 15 всё было готово, коробочки поставили на кубики, налили в них воду, под них задвинули горящие свечки. И – что бы вы думали! – вода нагревалась, становилась горячей, а бумажные коробочки даже не думали прогорать.

 

Поступило предложение сварить кашку — я принёс пшена, все стали насыпать его в коробочки. Коробочки изрядно закоптились и подразмокли, но держались. Вода в них почти испарилась – пришлось подливать, потому что народ требовал «продолжения банкета». Всем этим дети увлеченно занимались довольно долго, и крупа почти сварилась.

 

kasha_1_3

.

 

Когда потушили свечи, обсудили, почему же бумажная посуда не сгорела на огне?

 

Кто-то из детей предположил, что вода в кастрюльке через бумагу тушит огонь. Я на доске начертил схемку, пояснил, что вода остужала бумагу и не давала нагреться до температуры воспламенения. «Копнуть» глубже пока не пытался, так как это было наше первое занятие на тему теплопроводности.

 

kasha_1_4

.

 

Где тепло идет быстрее

 

Для того чтобы показать распространение тепла внутри тела и разницу в теплопроводности разных материалов, я приготовил кучу всяких штуковин.

 

kasha_2_1

.

 

Итак, к объекту обыкновенным пластилином мы прикрепляем гвоздики и конец объекта помещаем над свечой.

 

kasha_2_2

.

 

Объект нагревается, и по мере того как пластилин плавится, гвоздики отваливаются один за другим.

 

kasha_2_3

.

 

Удостоверившись, что гвоздики отваливаются именно один за другим — то есть тепло распространяется линейно, — мы переходим ко второй фазе.

 

Дальше мы стали сравнивать, как распространяется тепло в разных объектах. Слева — обрезок керамической плитки, справа — толстая медная проволока.

 

kasha_2_4

.

 

Слева по-прежнему керамика, по которой тепло распространяться не спешило, справа — алюминиевая проволока.

 

kasha_2_5

.

 

Третья фаза эксперимента.

 

Три пластины соединены прищепками. Центральная — над свечкой. Справа пластины зажаты просто так, а слева между ними проложена маленькая бумажка. Спросил у сына, где гвоздики быстрее отвалятся, Никита сказал, что слева, потому что там бумага, а она вспыхивает от малейшей искры — значит, теплопроводная сильно. Экспериментальная проверка всё расставила по своим местам.

 

Пояснил разницу между теплопроводностью и температурой воспламенения, привёл в пример пуховик, который хорошо сохраняет температуру и неплохо горит.

 

kasha_2_6

.

 

На этом эксперимент закончили и пошли на кухню. Спросил у сына, зачем на некоторых кастрюлях ручки пластиковые — он верно догадался.

 

А про металлические ручки сказал, что нужно использовать полотенце, причём лучше мокрое. Я предложил уточнить у мамы, предпочтёт ли она исползовать мокрое или сухое полотенце. Мама сказала, что исключительно сухое. Никита подумал и сам догадался, что мокрое, хоть и холоднее, но оно с водой, а вода проводит тепло лучше воздуха!



Автор: Сергей Пархоменко, 6 июня 2013 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сергей Пархоменко
Психолог по образованию, консультант, бизнес-тренер. После рождения сына активно занялся «детской» темой. Сооснователь компании по производству настольных развивающих игр для детей «Банда умников».
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Домшаний кружок. Фонтан в банке

Конечно же, ребенок, увидев такое необычное сооружение, захочет сделать себе индивидуальный вариант.

Домашний кружок. «Электродвигатель-пятиминутка»

Имея магнит, проволоку, батарейку и шуруп, можно за пять минут создать мини-электродвигатель и вспомнить кое-что из школьного курса по физике.

Домашний кружок: Солнечная система и немного метрологии

Несколько лет назад я обнаружил, что у меня, как и у многих, весьма неопределённо-неадекватные представления о соотношениях размеров объектов Солнечной системы и расстояний между ними…

Свежие статьи
Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.

lubimov_min

Актер театра и кино Илья Любимов размышляет о родительской жертве и об одиночестве детской души.

Мужчина и его остров

Несколько слов о мужском внесемейном досуге.