Домашний кружок: наука и забава с весами

Сергей Пархоменко – психолог-консультант, бизнес-тренер и отец мальчика Никиты. «Хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам!» — решил он и организовал для своего сына-дошкольника и нескольких его друзей небольшой домашний кружок. Математика, логика, физика, а заодно и развитие речи, моторики, немного рисования… Описания своих занятии и свой взгляд, каким должно быть обучение детей, он публикует в Живом журнале. Мы предлагаем отдельные фрагменты дневника «Домашнего кружка им. Пархоменко».

Закон Архимеда и обычные весы

 

Используя весы, можно сделать очень простой, но показательный опыт, демонстрирующий закон Архимеда.

 

Нужно взять емкость с водой, поставить ее на весы, запомнить вес. Затем погрузить в воду, к примеру, кулак, не касаясь стенок и дна емкости – показания весов изменятся.

vesy_1

Затем можно взять что-то вроде камня на веревке (можно использовать стеклянную банку с водой) и проделать то же самое. Несмотря на то, что предмет не касается дня и стенок, вес все равно меняется.

vesy_2

 

Фасолевые весы

 

Используя емкость с водой можно создать отличные гидравлические весы и поиграть в магазин. Эти весы можно использовать, даже когда дети еще не очень знакомы с единицами измерения. Впрочем, со временем, их можно усовершенствовать.

vesy_3

Итак, конструкция весов такая: в стакан (или обрезанная пластиковая бутылка) налито немного подкрашенной воды и вставлен второй стакан меньшего диаметра, который свободно в этой воде плавает. Когда во второй стакан мы кладем некий вес, он вытесняет соразмерное количество воды и уровень воды поднимается.

vesy_4vesy_5

С одной стороны, мы плавно касаемся важных физических вещей (уровень воды, вытеснение, вес, единицы измерения веса). С другой стороны, для этого дела нужен математический аппарат. С третьей стороны, повышаем осведомлённость в плане торговых дел.

 

Сначала стоит просто показать, как вода вытесняется, просто надавив на второй стакан или положив туда что-нибудь. Понятно дело, дети тут же захотят попробовать и убедиться, что вода действительно вытесняется и что, чем больше чего-то насыпаешь в стакан, тем сильнее.

 

Затем можно приступать к построению шкалы. Возможно, идея шкалы для ребенка может оказаться не очевидной, тогда к ней придется подводить: обсудить, зачем нужны весы в магазине, зачем взвешивать разные виды товаров, как устанавливается поштучная цена и цена за вес и пр..

 

Если дети незнакомы с единицами измерения веса, можно использовать устройство для быстрого пересчета фасоли, гороха или стеклянных шариков. На отметках тогда будет 100, 200, 300 штук.

vesy_6

Шкалу можно сделать из бумажного скотча, и поставить на ней нулевую отметку. А вот что бы сделать другие отметки, удобно делать «образцовые» мешочки, в каждом из которых находится 100 фасолин. Последовательно нагружая их на весы, сделайте отметки на шкале.

 

Стоит отметить, что экспериментально-лабораторные работы, если давать детям экспериментировать всласть, могут занять неожиданно много времени. С позиции взрослого человека кажется, чего там делать-то: насыпал разок, увидел, как вытесняется, и всё. А дети проверяют, что будет с разным количеством, что будет, если вместо фасоли насыпать горох, положить фломастеры, шурупы, если воду подкрасить в другой цвет и т.д. и т.п. И это, конечно же, продуктивная активность для них.

vesy_7

Весовые ставки

 

Игрок, чья очередь делать ставку, выбирает какой-то предмет на свой вкус и пытается угадать его вес. Его версия записывается, а дальше все игроки по кругу делают то же самое. Затем предмет взвешивается (с помощью электронных кухонных или напольных весов — в зависимости оттого, какого размера предметы), а игрок, чья версия оказалась ближе всего, выигрывает раунд.

vesy_8vesy_12

На уже разыгранные «лоты» можно клеить кусочки бумажного скотча с точным весом, чтобы использовать эти предметы для сравнения.

vesy_10

А для игрового интереса можно играть на «ставки», используя, например, в качестве фишек фасолины. Выдвигая свою версию, игрок ставит 3 фасовлины из 20. Весь куш забирает победитель раунда.

vesy_13

Взвешивать можно предметы от воздушных шариков и скрепок (2-3 г) до игрушечных грузовиков и банок с крупой.



    Автор: Сергей Пархоменко, 7 августа 2015 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Психолог по образованию, консультант, бизнес-тренер. После рождения сына активно занялся «детской» темой. Сооснователь компании по производству настольных развивающих игр для детей «Банда умников».
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
    Задачки про пап

    Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?

    Три загадки про воздух

    В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.

    «Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.