Домашний кружок: Подвижная математика

Штандер-стоп наоборот и шпионские хитрости

 

Мы играли в «Штандер-стоп»*. Я так это назвал – не претендую на достоверность правил.

 

shtander_1

Мы чертили круг, участники вставали в него. Водящий подбрасывал мяч и бежал куда подальше со всех ног. Когда кто-то ловил мяч (в воздухе или на земле), он кричал «штандер-стоп!» – и убегающий останавливался.

 

Тот, кто поймал мяч, называет, сколько шагов, по его мнению, до водящего, после чего проверяет это. Если, сделав нужное количество шагов, он может коснуться его – теперь он становится водящим.

shtander_3

Сначала у нас в игре были только обычные шаги, потом мы ввели гигантские, обычные и лилипутики.

 

Еще одна наша игра – усложнённая модификация «Сколько шагов до кошки»**, правила которой я почерпнул у педагога Жени Кац.

 

Ведущий остаётся на месте, а другой игрок занимает любое место в границах оговоренной территории (я отчертил шагов двадцать). Ведущий называет количество шагов, на котором, по его мнению, от него находится игрок. После этого ведущему завязываются глаза, и он начинает отсчитывать шаги.

shagi_1

Отсчитав шаги, ведущий снимает повязку – если он не может дотянуться рукой до игрока, то он должен отсчитать «штрафные» шаги до него.

 

Например, Никита оценил количество шагов до Маруси в 18, сделал их с завязанными глазами, снял повязку – обнаружил, что дотянуться не может. Чтобы добраться до Маруси ему приходится сделать 4 штрафных шага — значит, он получает 18 – 4 = 14 очков.

shagi_3

Так как «штрафные» шаги отнимаются от названного числа, штрафные шаги дети старались делать пошире.

 

Во время игры бывали разные забавные ситуации.

 
Например, игрок уходил не в ту сторону:

shagi_5

Или называл такое количество шагов, как будто он великан.

shagi_7

shagi_7 (1)

А потом я показал одну шпионскую хитрость для оценки расстояний в виде импровизированного дальномера, нарисованного прямо на руке.

shagi_10

Нужно сначала отмерить нужные расстояния (в нашем случае шагами), поставить человека и сделать соответствующие отметки на руке. После этого можно прикинуть расстояние до этого человека, когда он находится в произвольном месте.

shagi_9
 

Числовой Твистер дома и на улице
 

Какой ребёнок не любит кучи-малы?.. А значит, детям нравится игра Твистер***.
 

Числовой твистер легко сделать из детского коврика и наклеек.

tvister_1

Я называю число от 10 до 20, а игрокам нужно коснуться таких квадратов, чтобы сумма чисел в них соответствовала заданию.

tvister_2

Сперва я использовал в нашей игре только цифры от 2 до 6. В конце я добавил на игровое поле цифры 7 и 8, и стал давать усложнённые инструкции вроде «коснуться надо трёх чисел» или «нельзя касаться пятёрки».

tvister_4

Поле для числового твистера можно начертить и мелками на асфальте.

tvister_6

Правила на этот раз были модифицированы: ведущий называл числа от 1 до 20, игроки должны были совместно «набрать» это число и при этом касаться друг друга. Ведущий мог сам занимать какие-то числа для того, чтобы помешать игрокам выполнить задание. Если ему это удавалось, то водить должен быть кто-то из игроков.
В такой игровой форме ребята показали удивительную лёгкость в устном счёте.
 

Кидательное умножение
 

Рисуются три круга один в другом и в них ставятся цифры от 1 до 3, и четыре черты на разном расстоянии от кругов.

umnojenie_1

Игрок кидает четыре монеты: одну – из-за ближней черты, вторую – из-за следующей, и так до четвёртой. Если монета попадает в круги с числами 1, 2 и 3 — игрок получает соответствующее количество очков. При этом это количество очков умножается на номер черты, из-за которой делался бросок. Если из-за дальней черты (4) попасть в центральный круг (3) – игрок получает 12 очков.

umnojenie_4

Первые броски игрок делает ведущей рукой, а вот когда до него доходит очередь во второй раз, кидать нужно уже не ведущей рукой, в третий раз – стоя спиной и через голову, в четвёртый – между ног, пятый раз – стоя спиной через бок, шестой – кинуть все монеты разом из-за четвёртой черты.

umnojenie_3 (1)

Естественно, игра была придумана ради подсчета очков с использованием умножения и действий с двузначными числами. Записи вели тут же на асфальте.

umnojenie_5

Примечания:
 

*Штандер-стоп – подвижная игра с мячом. Водящий подбрасывает мяч и называет игрока, который должен поймать мяч. Если он поймал, то становится водящим. Если нет – то игроки разбегаются, и когда водящий крикнет «Штандер!» («Стоп!»), они встают на месте, а водящий должен «осалить» кого-то из них мячом.
 

**Сколько шагов до кошки – игрокам предлагается угадать расстояние в шагах до объекта, а затем проверить свое предположение.
 

***Твистер – игроки по указанию ведущего должны занимать рукой или ногой кружок определенного цвета на игровом поле.



    Автор: Сергей Пархоменко, 5 августа 2013 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Психолог по образованию, консультант, бизнес-тренер. После рождения сына активно занялся «детской» темой. Сооснователь компании по производству настольных развивающих игр для детей «Банда умников».
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
    Задачки про пап

    Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?

    Три загадки про воздух

    В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.

    «Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.