Домашний кружок: Солнечная система и немного метрологии

Несколько лет назад я обнаружил, что у меня, как и у большинства окончивших школу лиц, весьма неопределённо-неадекватные представления о соотношениях размеров объектов Солнечной системы и расстояний между ними. Со школы в голове осталась примерно такая картинка:

kosmos_1

Возможно, в силу таких неопределённых астрономических представлений и наблюдается такая популярность астрологии: идея о том, что звёзды и планеты воздействуют на судьбы людей, находит пугающе много поклонников.

 

Ну да ладно, ближе к теме: можно вместе с детьми попытаться хоть как-то представить себе непомерные для человеческого сознания космические расстояния и размеры. А заодно попрактиковаться в использовании измерительных инструментов, измерениях и построениях на плоскости.

kosmos_16

1. Насколько велика наша планета?

 

Для начала с помощью меры из реек и шнура нужно начертить нашу Землю – радиусом 7,5 метров.

kosmos_3 kosmos_4 kosmos_6

Нарисовать огромный круг заданного размера с использованием инструментов — уже само по себе значимое и полезное дело, но делается оно не просто так. Теперь нужны какие-то ориентиры, чтобы вообразить размеры планеты.

 

Если попросить детей предположить, какого размера будет их родной город на планете размером с нарисованный круг, то они могут предложить как довольно большие (синий круг на фото), так и совсем маленькие (с точку) величины. На самом деле, в таком масштабе, например, Питер был бы диаметром около 3 см.

kosmos_7

Следующий вопрос: а какого размера будет самая высокая гора планеты — Эверест, не вершине которого невозможно дышать без кислородного баллона? В этом масштабе — около 1 см.

kosmos_8 kosmos_9

2. Далеко ли до Луны?

 

Если бы Земля и Луна были по размеру как воздушные шарики, один из которых надут больше, у другой – меньше (как на фото), то каким было бы расстояние? Примерно вытянутой руки? Или чуть больше?

kosmos_10 kosmos_11

В реальных пропорциях расстояние было бы 4 метра, как на фото, на котором, правда, условная Земля уже уничтожена.

kosmos_12

3. Сравниваем размеры планет и Солнца

 

На этот раз нужно нарисовать окружность радиусом 14 метров! Достаточно, впрочем, общими усилиями нарисовать достаточную для наглядности часть окружности, и можно переходить к планетам.

kosmos_13

 

Относительно гигантского Солнца планеты земной группы были просто крошечными:

kosmos_14

Переходим к планетам-гигантам — Юпитер уже радиусом 140 см.

kosmos_17

kosmos_20

**Теперь неплохо бы устроить для детей небольшую веселую разминку — игру в «Акулу-Каракулу»: ведущий называет планету, и ловит тех, кто не успел на ней спрятаться.

kosmos_21

4. Размеры Солнечной системы и расстояния между планетами

 

На следующей площадке можно изобразить в натуральном масштабе расстояние между планетами. (Кстати, может, кто-то из детей и сам скажет, что, когда планеты становятся в ряд, это называется «парад планет»).

kosmos_22 kosmos_23

С помощью меры отсчитывает от условного положения Солнца:

 

1 метра до Меркурия,
2 метра до Венеры,
3 метра до Земли,
4,5 до Марса,
15 метров до Юпитера,
28 метров до Сатурна,
58 метров до Урана,
а на 90 метров до Нептуна места может уже и не хватить…

kosmos_24 kosmos_25

Итак, отмеряем расстояния, ставим крестики, подписываем, а теперь начинаем высчитывать размеры небесных тел. Если расстояние между Землей и Солнцем – 3 метра, а до Нептуна – 90, то какого размера было бы Солнце? Варианты могут быть разными.

kosmos_26

А в реальных пропорциях — это было бы 28 мм, что я и можно показать на шарике пластилина.

kosmos_27

Этот шарик кладем на точку «Солнце», и просим детей помочь разложить остальные пластилиновые планеты.

kosmos_28

Меркурий, Венера и Марс, например, по 0,2 мм диаметром.

 

А вот планета-гигант Сатурн диаметром 2,5 мм (которая в 28 метрах от Солнца в нашей модели).

 

Земля — 0,3 мм.

kosmos_30

Последний вопрос может быть такой: а если бы Солнечная система была такого размера, как наша модель, то каково было бы расстояние до ближайшей от Солнца звезды — Проксима Центавра?

 

Ваши варианты, дамы и господа?

 

Подсказка:

.йовксоМ и могрубретеП-ткнаС  уджем еиняотссар меч ,ешьлоб ежад  отч ,мк тосьмесов в онремирп ииняотссар ан ыб алыб арватнеЦ амискорП



    Автор: Сергей Пархоменко, 9 апреля 2016 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Психолог по образованию, консультант, бизнес-тренер. После рождения сына активно занялся «детской» темой. Сооснователь компании по производству настольных развивающих игр для детей «Банда умников».
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
    Задачки про пап

    Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?

    Три загадки про воздух

    В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.

    «Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.