Домашний кружок: Увлекательное чистописание

Разучить писать

 

Одна из основных претензий к программе начальной школы – это обучение слитному письму «любой ценой». Возникает ощущение, что первый этап школьного плана состоит в том, чтобы напрочь отбить у людей желание что-либо писать вообще.

 

Работа с прописями требует более длительной концентрации внимания, более жёсткого волевого контроля за мельчайшими движениями, чем было бы оптимально для психики большинства первоклассников. Такая нагрузка не развивает внимание и концентрацию, а, скорее, истощает их — ребёнок попросту выматывается.

 

При этом обучение письму беспощадно с точки зрения мотивации: для большинства детей работа с прописями не только утомительна, но субъективно бессмысленна – они в жизни не стали бы делать её по собственной воле. Исписанная ровными закорючками стандартная страничка прописей не создаёт ощущения сколько-нибудь радующего результата. Работа с прописями похожа, скорее, на наказание.

 

С точки зрения развития мелкой моторики, развития глазодвигательной координации, устойчивости и концентрации внимания, обучение слитному письму проигрывает по эффективности всем художественным видам деятельности — от рисования до плетения из бисера.

 

В общем, для ученика вся эта история — классический «сизифов труд»: процесс выматывает, результаты не мотивируют. Возникает резонный вопрос: ради чего же нужно прямо вот с первого класса так издеваться над детьми?

 

В России пока сохранился прочный стереотип, что, мол, образованный человек всенепременно должен уметь слитно писать, но надобности в этом умении примерно столько же, как в умении танцевать мазурку или говорить на латыни. Мое личное мнение – слитное письмо потеряло актуальность и для повседневной жизни, и для работы. Кажется, только от врачей за последние годы я получал рукописные документы — но им, пожалуй, напротив, нужно запретить слитную скоропись. Сильнее всего за слитное письмо цепляется система образования — но и здесь писать от руки приходится всё меньше и меньше.

 

И все-таки в рамках занятий кружка я ищу различные варианты, как знакомить детей со слитным рукописным письмом так, чтобы это было интересно.

 

«Марсианский алфавит»

 

На одном из занятий мы играли в чистописательную игру «Марсианский алфавит». Я показывал детям какую-то «марсианскую» букву (с «марсианским» названием вроде «слоновья тэ» или «орбиталка»), а потом прятал образец. Ребятам нужно было по памяти воспроизвести букву.

4istopisanie_1_1

4istopisanie_1_2

Получилось довольно весело и полезно. Идея была, во-первых, в тренировке восприимчивости памяти именно к «закорючкам-крючочкам», а во-вторых, элементы «марсианских» букв очень напоминают обычные русские.

4istopisanie_1_3

4istopisanie_1_5

4istopisanie_1_4

«Гонки»

 

Для начала я настроил детей на «гоночный» лад, задавая им вопросы: «сколько педалей у автомобиля?» или «какие виды гонок бывают?» и т.д.

4istopisanie_2_2

Потом я показал нарисованные гоночные треки, объяснил идею, и мы попробовали их проходить их пальцем. Ребята сразу включились в игру, стали издавать автомобильно-гоночные звуки.

4istopisanie_2_3

Потом мы перешли к предварительным карандашным, а потом основным ручковым заездам: задача состоит в том, чтобы пройти трассу как можно быстрее, не вылетая за границы.

4istopisanie_2_4

Как выяснилось, в этом упражнении у левшей есть преимущество: при движении слева направо (а по правилам гонок это было обязательное направление), если держишь карандаш левой, то лучше видишь трассу, не перекрываешь её рукой.

4istopisanie_2_1

Дети при заездах пытались считать время прохождения трассы, поэтому я предложил сделать несколько заездов на время по секундомеру.

4istopisanie_2_5

А потом все захотели нарисовать собственные трассы. По ним тоже немного «погоняли».

4istopisanie_2_6

Вот такими гонками ребята с удовольствием занимались почти целый час без перерыва.

4istopisanie_2_7

Личная подпись

 

Мы решили научиться подписывать документы.

 

Для начала обсудили, что такое подпись и зачем она нужна. Я показал подписи на банковских картах, на договорах. Ребята рассказали, что подписывают иногда свои рисунки, но – печатными буквами. Я предложил научиться расписываться по-взрослому: писать рукописно свои инициалы, чем мы и занимались минут тридцать.

 

Сперва мы посмотрели на плакате, как выглядят буквы инициалов каждого из ребят, и на доске я показал, как их писать.

4istopisanie_3_1

Потом перешли к тренировке, чтобы научиться делать подпись быстро и красиво.

4istopisanie_3_2

4istopisanie_3_3

4istopisanie_3_4

4istopisanie_3_5

Гоночная каллиграфия

 

Для начала я показал, какой интересный эффект получается, если одну и ту же надпись начертить по очереди ручками разных цветов. С Никитой мы сделали «трассу для гонок» в виде его имени. По ней как будто бы проезжают разные автомобили, и каждый оставляет свой след. И мы обсуждали, как нужно проходить тот или иной поворот или участок этой «трассы».

 

4istopisanie_4_1

Я написал образец карандашом — Никита стал осваивать «трассу» разными цветами. Для красоты, он решил проводить линии не одну поверх другой, а с небольшим отступом. Затем он еще пару раз скопировал надпись и обводил ее разными цветами.

 

Возникали и некоторые сложности. Так, например, у буквы «и» при слитном написании сначала не хватало одного изгиба. Но после нескольких повторений и обсуждения нужный изгиб появился.

 

Сын занимался такой каллиграфией минут 30-40.

4istopisanie_4_2

После занятия, на котором мы учились писать инициалы, Никита стал с гордостью подписывать таким образом все подряд. Думаю, и написание своего имени он отработает таким естественным путем.



Автор: Сергей Пархоменко, 18 июня 2013 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сергей Пархоменко
Психолог по образованию, консультант, бизнес-тренер. После рождения сына активно занялся «детской» темой. Сооснователь компании по производству настольных развивающих игр для детей «Банда умников».
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Домшаний кружок. Фонтан в банке

Конечно же, ребенок, увидев такое необычное сооружение, захочет сделать себе индивидуальный вариант.

Домашний кружок. «Электродвигатель-пятиминутка»

Имея магнит, проволоку, батарейку и шуруп, можно за пять минут создать мини-электродвигатель и вспомнить кое-что из школьного курса по физике.

Домашний кружок: Солнечная система и немного метрологии

Несколько лет назад я обнаружил, что у меня, как и у многих, весьма неопределённо-неадекватные представления о соотношениях размеров объектов Солнечной системы и расстояний между ними…

Свежие статьи
Про подготовку к «настоящей жизни». Сергей Пархоменко

Автор обучающих настольных игр и отец двоих детей Сергей Пархоменко объясняет, почему родителям нужно давать своим детям возможность учиться весело.

nedetsky_mir_min_1

Размышления отца о том, можно ли и нужно ли оберегать ребенка от окружающего мира, если, повзрослев, он все равно столкнется с «правдой жизни» и всяческими соблазнами?

Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.