Лень или не лень?

Нередко от родителей можно услышать:

 

— Лентяй, совсем не учишься, опять двойку за сочинение схватил! Лень раньше тебя родилась!

 

Подождите ругать сына тли дочь, давайте разбираться.

len_1

Все знают, что лень — это плохо. За лень ребят ругают родители и учителя. Из-за лени случаются всякие неприятности. Лентяй/лентяйка, лодырь, бездельник/бездельница, ленивец/ленивица… — такие слова говорят взрослые, если дети не сделали какую-либо работу, что-то не выучили, получили плохую отметку в школе. Мы оцениваем результат, и звучат слова-обвинения, слова-ярлыки…

 

А что такое лень? Лень — это склонность к бездействию, праздности, тунеядству: неохота работать, отвращение от труда, от дела, от занятий. Так мы можем резюмировать определения различных толковых словарей русского языка. В сознании народа закреплено: Лень — мать всех пороков.

 

Особенно интересно, как в русском языке состояние лени определяет сам её субъект, носитель, то есть тот самый лентяй, лодырь, ленивец?

 

Человек скажет: мне лень. Или: мне не хочется. Или: мне неохота. Чувствуете, говорящий как бы перестает быть ответственным за своё состояние, которое овладевает им и не дает быть активным, деятельным, результативным, успешным. Он устраняется от ответственности, абстрагируется от неё. И именно поэтому оказывается в полной её власти.

 

Помните, у А.П. Чехова есть коротенький рассказик «Моя «она». Он настолько короток, что его можно привести полностью.

 

МОЯ «ОНА»

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, — связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать ее имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…

Ее зовут — Лень.

 

Но всегда ли мы, взрослые правильно диагностируем ситуацию? Всегда ли точно определяем происходящее? И исключительно ли с ленью мы делаем попытки бороться?

 

Интересно, что ребятам и в голову не придет упрекать друг друга в лени. А почему? Они что, не считают, что лень — это плохо? Cчитают. Просто ребята лучше знают и понимают друг друга. Они-то знают, насколько часто упреки в лени на самом деле лишены какого бы то ни было основания.

 

Множество занятий, форм деятельности, способов проведения досуга и вообще времени они не оценивают как пустые, никчемные, ненужные, а, напротив, считают их интересными, достойными внимания, заслуживающими того, чтобы на них время тратить.

 

Например, компьютерные игрушки. Для многих ребят это увлекательное занятие, занимающее настолько важное место в иерархии их интересов, что вопрос, играть или не играть, даже не стоит. Заметьте, сейчас мы не решаем, что делать, если ребенка не оторвать от игры. Это особая и очень серьезная тема. Компьютерная игра лишь пример. Для нас важно осознать, что любая игра: и компьютерная, и просто настольная, и подвижная на свежем воздухе — это деятельность.

 

Когда человек играет, ему интересно, он находится в активном состоянии, т.е. он не ленится. Он не лежит на печи и не плюет в потолок. Напротив, человек так занят, что совершенно не замечает, как летит время. Кстати, интерес — это вообще прекрасное средство от лени. Детям никогда не бывает лень делать то, что им интересно.

photosight.ru. Фото: Николай Кудрявцев

photosight.ru. Фото: Николай Кудрявцев

Да, досадно, что сын весь вечер играл и не выучил стихотворение. Но не называйте его за это лодырем. Он-то знает, что не лодырничал, а активно действовал, «пахал», хотя «пахал» не на том поле, на котором вы хотите получить всходы. Получается, природа конфликта не в лени как таковой, а в чем-то еще.

 

Как мне кажется, проблема в различиях систем ценностей. То, что важно для взрослых, может казаться не столь важным для ребят, и наоборот. Да, согласится кто-то из родителей. А делать-то что?

 

Во-первых, думать, стараться не давать оценки происходящему сгоряча, во всем искать причинно-следственные связи и пытаться понять другие мнения, другие точки зрения, в том числе и детские.

 

Во-вторых, учиться называть вещи своими, т.е. правильными, именами. Чем точнее вы будете выражать свои мысли и давать оценки, тем понятнее будет ваша позиция и вам самим, и вашим ребятам. Ребенок-то знает, что он не лентяй, а просто… Продолжение может быть любым, в зависимости от индивидуальных особенностей сына или дочери. Просто она о чем-то забыла или что-то перепутала, он не смог сделать задание, т.к. оно оказалось не по силам или вообще не понял, что от него требуется. Конкретных вариантов множество. Запомните, дети не любят делать то, что у них не получается, чего они не понимают, к чему не умеют или не знают, как подступиться. Не стоит ждать от ребенка, что он сам будет уделять повышенное внимание трудному для него предмету, особенно если в школе его ведет нелюбимый учитель.

 

Здоровая детская природа избегает тех видов деятельности, которые связаны с обидой, несправедливостью, унижением достоинства. Также дети не терпят размытых, неясных, непоследовательных требований, тупых, бессмысленных, неэффективных, заданий. Согласитесь, этим они схожи с нами, взрослыми. Давайте договоримся, у человека в любом возрасте есть право на естественные протестные реакции.

 

В-третьих, учиться слушать ребенка, потому что без этого вы вообще рискуете никогда не узнать, в чем истинная причина его неудач, в чем проблемы, которые вы бездумно называете ленью. Приглядитесь к ребенку, возможно, вы ошибочно думаете, что он ничего не делает, а он как раз очень занят, обдумывая свои проблемы. Поверьте, так называемая лень ребенка — только сигнал общего неблагополучия, в причинах которого нужно разбираться.

 

В-четвертых, мотивировать деятельность ребят. И в том случае, если ваш ребенок действительно склонен к пассивности и бездеятельности, не ругать его за это, а помочь научиться преодолевать такие настроения и психофизиологические состояния. Пробуйте разные средства: от душа до небольших энергичных прогулок быстрым шагом вокруг дома, от музыки до перемены цвета стен, от изменения режима питания и сна до переоценки всей системы взаимоотношений с ребенком.

 

И, наконец, пятое: почаще вспоминайте себя ребенком.

 

Что же, возразит кто-то из взрослых, получается, дети вообще не ленятся?

 

Ленятся, но гораздо реже, чем вы думаете.



Автор: Наталья Кутырева, 11 мая 2013 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наталья Кутырева
Кутырева Наталья Алексеевна, кандидат филологических наук. Мама уже взрослого сына. Педагог с более чем 30-летним стажем. Автор и руководитель проекта «Русский на 5».
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.

"Я хочу подметать!"

— Я хочу подметать! – кричит Вера, вырывая веник у матери, и мама обескуражено уступает. Самое прекрасное в подметании – это пыль, которую можно поднять если не до неба, то до потолку уж во всяком случае!

Семья и школа. Ступеньки детства

«Ну, доченька, как день прошел в яслях? – спрашивает мать. – Что было?» — «На обед?» Что там подавали к столу, тоже интересно. Но как ребенку живется? Как он себя чувствует? От чего страдает, что его радует? Как это узнать?

Свежие статьи
Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.

lubimov_min

Актер театра и кино Илья Любимов размышляет о родительской жертве и об одиночестве детской души.

Мужчина и его остров

Несколько слов о мужском внесемейном досуге.