Монтессори-папа

Горный инженер, кандидат экономических наук, человек много лет занимавшийся коммерческой деятельностью – и вдруг бросил все и стал возиться с малышами, обучая их счету, чтению, письму. Как, почему, зачем? Что такое метод Монтессори и стоит ли его бояться? Есть ли место мужчине в системе дошкольного образования? Обо всем этом «Бате» рассказал Монтессори-педагог подмосковного детского клуба «Лингвозаврик», многодетный отец Сергей Кузнецов.

Семья Кузнецовых

Семья Кузнецовых

«Я не воспитатель»

 

— Как получилось, что вы стали заниматься таким нетрадиционным для мужчины видом деятельности, как воспитание малышей?

 

Монтессори-папа

Занятия детского Монтессори-клуба «Лингвозаврик»

– Когда у нас родился старший сын, моей супруге Анне не хотелось сидеть без дела, она решила открыть детский центр, где дети учились бы иностранным языкам, при этом она не переставала искать что-то лучшее, что-то новое, изучала подробно все методики развития и, в конце концов, познакомилась и остановилась на методе Марии Монтессори. Мы открыли маленький детский клуб для детей в возрасте от нуля до трех лет, и я стал ходить туда со своим сыном. То есть он ходил с папой на занятия к маме.

 

Мы думали о том, как дальше развивать нашу деятельность, и однажды я попал как зритель на занятия в старшую группу давно работающего Монтессори-центра. Когда я все это увидел, то был поражен: двадцать человек детей в полнейшей тишине занимаются, ходят от материала к материалу, кто-то конструирует, кто-то пишет, кто-то считает немыслимые по моим тогдашним понятиям примеры. Допустим, ребенок пяти лет делит 17907 на 47 (это не в уме, с помощью специального материала). И вот десять лет прошло, а я до сих пор помню: подходит девочка к педагогу и говорит: «Я сейчас пишу научную работу о белых медведях, которые живут на Северном полюсе. Букву «с» я знаю, букву «е» тоже, а букву «в» еще нет, как она пишется?» Педагог идет и учит ее, как пишется буква «в».

 

Просидел я там часа полтора и понял, что это то, ради чего стоит работать. Это меня очень вдохновило. И потихоньку у нас создался центр, куда дети стали приходить от трех лет до школы, и где мы вместе с женой работаем Монтессори-педагогами.

 

— Ваши родственники, друзья, как реагируют на то, чем вы занимаетесь? Не подшучивают, «усатым нянем» не называют?

 

– Монтессори-педагог это все-таки не воспитатель детского сада, да и наш центр не детский сад. Это именно развивающий центр, дети приходят к нам не просто проводить время, пока родители заняты своими делами, а именно развиваться, узнавать что-то новое.

 

Если человек совершенно не в теме, может быть, ему что-то и покажется смешным. Но когда люди видят своими глазами то количество материала, которое есть у нас в центре, то это отбивает желание шутить. Обычно у всех округляются глаза и говорят: «Вот это да!» Постоянно возникают вопросы: «А как? А что нужно сделать, чтобы ребенок понял вот это?» То есть обычная реакция это не смех, а скорее, уважение…

Сергей Кузнецов, Монтессори-педагог подмосковного детского клуба «Лингвозаврик»

Занятия детского Монтессори-клуба «Лингвозаврик»


Метод Монтессори

 

— А почему вы выбрали именно метод Монтессори?

 

— Мы очень придирчиво изучали все развивающие методики. Ходили на занятия, смотрели, и поняли, что из Монтессори-метода родились многие другие.

 

В начале своего педагогического пути Марии Монтессори разрешили заниматься только с умственно отсталыми детьми, и когда ее воспитанники сдали экзамены лучше здоровых детей из обычной школы, то ее метод получил общественное признание. Он распространился по всему миру как горящий порох, Монтессори-группы были и в дореволюционной России. И на основе ее наработок родились многие другие методики. Она выделила основные сензитивные периоды развития ребенка, и заметила, что в соответствии с определенным периодом развития надо предлагать определенный материал. Например, до 4,5 лет идет сензитивный период копирования, ребенку очень нравится что-то перерисовывать, переписывать. И они могут начать читать на автомате, им это нравится. В 6 лет этот период уже прошел, и обучение идет не естественным путем, а через принуждение. А когда ты вовремя ловишь момент, даешь материал, который легче всего будет воспринят ребенком именно сейчас, то ребенок естественным методом научается всему сам.

Монтессори-папа

Занятия детского Монтессори-клуба «Лингвозаврик»

 

Вообще, когда знакомишься ближе с методом Монтессори, то он завораживает. У нас есть мамы, которые ходили с детьми к нам в группу от 0 до 3 лет, а потом шли на курсы Монтессори-педагогов, но не для того, чтобы потом работать в центрах, а чтобы дома самим работать с собственными детьми.

 

— Считается, что женщина более приспособлена под общение с детьми, ей легче выполнять монотонную работу, отвечать по сто раз на одни и те же вопросы. Вы с этим согласны?

 

— Может быть и так, но у нас работа не монотонная! Начинается наш день с круга: приходят дети, мы здороваемся, садимся в круг, говорим, какое сегодня число, какой месяц, какая погода за окном, потом обсуждаем «а какой сегодня праздник?», рассказываем про светские и про церковные праздники. Дети не только получают знания по математике и русскому языку, изучают английский и занимаются музыкой, они у нас очень много творят: лепят, выжигают, конструируют. Еще у нас есть прекрасные уроки рисования, моя жена несколько лет назад стала серьезно заниматься живописью, пишет пейзажи, и детям она преподает вполне профессионально.

Монтессори-папа. Журнал для настоящих пап "Батя".

Занятия детского Монтессори-клуба «Лингвозаврик»

Монтессори-метод – это метод презентаций, демонстрации материала. Ребенок осваивает ту же математику на интересных материалах. Начинается изучение с красных штанг – деревянных брусков разной длины (от 1 метра до 10 см). Так у детей формируются понятия «длинное», «длиннее», «короткое», «короче», развивается моторика и координация движений и облегчается подготовка к обучению счету. Затем вводятся красно-синие счётные штанги, с которыми ребенок учится считать от 1 до 10. А как дети любят считать на более сложном материале, где единица – это одна бусинка, один десяток – десять бусинок на стержне, сотня – десять десятков соединенных в квадрат, тысяча – десять сотен, соединенных в куб. Вот так играя, дети разбирают на составные части большое число, например 1457: один куб, четыре квадрата по 100 бусинок, 5 стержней по 10 и 7 бусинок отдельно. Дети видят эти числа, из чего они состоят.

Монтессори-папа. Журнал для настоящих пап "Батя".

Занятия детского Монтессори-клуба «Лингвозаврик».

Монтессори-папа. Журнал для настоящих пап "Батя".

Занятия детского Монтессори-клуба «Лингвозаврик».

Занятия по русскому языку мы начинаем со звуковых комодов, где фигурки разложены по первому звуку. Ребенок берет звук «м», открывает коробочку, достает предмет и мы вместе его произносим, вытягивая первый звук: «ммммаска». Потом достаем еще фигурку: «ммммалина», и так далее все фигурки перебираем, отрабатывая этот звук. Потом другие коробочки, и через какое-то время ребенок слышит многие звуки. Далее показываем, как этот звук пишется, и знакомим его уже с самой буквой. Да и сами буквы тоже не простые — это шершавые буквы на розовых (гласные) и синих (согласные) табличках. Очень скоро ребёнок начинает выкладывать слова, т.е. он их уже правильно читает.

Монтессори-папа. Журнал для настоящих пап "Батя".

Благодарственное письмо ученицы Монтессори-центра «Лингозаврик»

Постепенно материал начинает усложняться, и дети, которые выходят от нас, знают не только буквы и цифры, но и где находятся какие континенты, какие основные реки на этих континентах, какие горы, какие моря, океаны их омывают, планеты, созвездия и многое-многое другое.

Монтессори-папа. Журнал для настоящих пап "Батя".

Занятия детского Монтессори-клуба «Лингвозаврик»

— Как вы считаете, чему необходимо научить ребенка в дошкольном детстве?

 

— Самое главное, мне кажется, надо научить быть человеком. Чтобы ребенок понимал, что такое добро и зло, привить чувство ответственности и терпимости к младшим. А что касается знаний и умений, то желательно успеть научить ребенка полюбить учёбу с помощью природного детского интереса.

Монтессори-папа. Журнал для настоящих пап "Батя"

Занятия детского Монтессори-клуба «Лингвозаврик»

Философия свободы и дисциплина

 

— Как после Монтессори-центра дети учатся в обычной школе? Приходилось не раз читать на родительских форумах, что дети после этой системы обучения приходят неуправляемые.

 

— Помните Козьму Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь «буйвол», не верь глазам своим». Сегодня такое встречается очень часто: многие громко провозглашают себя Монтесорри-садами, — клубами, -центрами, а ничего близкого к методу там нет и не было. Иногда в таких центрах нет даже самых простых Монтессори-материалов, или они лежат на полочке, покрытые пылью, и никто к ним не прикасается.

 

В Монтессори-системе есть достаточное количество правил. Правила очень простые: нельзя обижать младших; нельзя производить шум, если ты мешаешь этим шумом другим; нельзя делать то, что с общечеловеческой точки зрения плохо. И когда ребенок из года в год привык выполнять эти правила, он учителю в первый день в школе задает вопрос: «Скажите, пожалуйста, а какие у вас правила?» Если у ребенка есть представление «это плохо», «это хорошо», если он привык соблюдать правила, слушать длинные презентации и внимать педагогу, разве он будет бегать по классу и мешать учителю?

 

А если ребенок ходил в центр, где кроме вывески, от Монтессори больше ничего не было, а свобода была понята как дозволенность бегать, кричать, стоять на голове, хамить, то, конечно, неудивительно, что и в школе дети будут вести себя подобным образом.

 

Монтессори-метод называют философией свободы, но не всегда понимают, что имеется в виду. Сама Мария Монтессори говорила, что человек вправе делать все, что ему заблагорассудится, если он отвечает за последствия собственного выбора.

Монтессори-папа. Журнал для настоящих пап "Батя"

Занятия детского Монтессори-клуба «Лингвозаврик»

— Как вам удается держать дисциплину? Вы наказываете как-то детей?

 

— Занятия построены с учетом разновозрастности детей, их физико-психологического развития и интересов. Объём информации большой, поэтому времени на хулиганство просто не хватает.

 

Все знают правила, но если ребенок всё же начинает специально грубо мешать другим, обижать младших, то он отправляется посидеть в комнате, где в данный момент не проходят занятия, и понаблюдать за песочными часами столько, сколько ему нужно, чтобы прийти в себя. Детям обычно это тяжело, ведь дверей-то у нас в центре нет, поэтому хорошо слышно усердное шуршание других, пока ты тут один сидишь, у всех на занятиях что-то интересное происходит.

Монтессори-папа. Журнал для настоящих пап "Батя"

Занятия детского Монтессори-клуба «Лингвозаврик»

Труд и результат

 

— Общение с детьми требует много сил, эмоциональных, психических, где вы их находите? Эмоциональное выгорание вам пока не знакомо?

 

— Восемь лет мы работаем, и каждый год приходят разные дети. Приходят дети сложные, бывает, и очень сложные. И скажу прямо, с кем труднее всего работать в начале, те, на кого тратишь больше всего сил, — с теми гораздо интереснее работать потом и от них получаешь больше позитива. Когда ты видишь, что из разболтанного гиперактивного ребенка, которому специалисты предрекали: «да вас не возьмут в общую школу», на твоих глазах и при твоем непосредственном участии вырастает человек, который идет в школу и замечательно там учится, хорошист, — то такой результат сглаживает любые эмоциональные коллапсы, которые происходят при работе с детьми.

 

Через каждые несколько месяцев, через каждый квартал видно, как меняются дети, ты видишь результат своего труда, и это дает огромное моральное удовлетворение. Дает осознание того, что твоя работа небесполезна. И даже во времена кризисов, когда мы почти не получаем дохода от работы, сам результат, процесс, перекрывает весь негатив, который накладывает экономическая ситуация.

 

И я, и моя супруга можем пойти в коммерцию, в бизнес, и зарабатывать в разы больше, чем сейчас, но занимаясь коммерцией, ты не получаешь от результатов своего труда такого удовлетворения. У нас образ жизни простой, мы не гонимся за дорогими вещами. Вот у меня старый кнопочный поцарапанный телефон не потому, что я не могу позволить себе дорогой гаджет, — нет, он мне просто не нужен. И то же самое со всем остальным. Здесь, в нашем центре, я получаю радость. Я вижу: то, что мы сейчас в детей закладываем, будет прорастать в них и давать плоды на протяжении всей их жизни.

Монтессори-папа. Журнал для настоящих пап "Батя"

Занятия детского Монтессори-клуба «Лингвозаврик»

— Как вы думаете, когда ваши дети вырастут, вы будете продолжать свою Монтессори-деятельность?

 

— Сложно сказать. Пока нам это нравится, пока мы получаем удовольствие от работы, но законы могут в любой момент поменяться, например, все дошкольное образование могут передать государственным детским садам…

 

У нас есть замечательная дружественная семья, девочка ходила к нам на занятия, папа у нее американец, его родители из первой волны эмиграции, в 20-е годы уехали из России. Так вот бабушка и дедушка этой девочки всю жизнь были Монтессори-педагогами, а под старость ушли в бизнес и стали брокерами. Что будет с нами, не знаю. Пока мы не собираемся расставаться с нашим любимым детищем, отдаем этому все свои силы, сами делаем материалы, и взять все бросить, когда вырастут дети – это не так просто.

Сергей Кузнецов, Монтессори-педагог подмосковного детского клуба «Лингвозаврик»

Сергей Кузнецов, Монтессори-педагог подмосковного детского клуба «Лингвозаврик»

«Папы существуют!»

 

— Получается, что почти все время вы находитесь с детьми, в первой половине дня как педагог центра, во второй – просто как отец. 24 часа в сутки, без смены обстановки, как вы это выдерживаете?

 

— Мне кажется, это вполне естественный образ жизни. А как раньше жили люди, до промышленной революции? Например, крестьянские семьи – летом дети вместе с родителями уходили в поле. Зимой в избе тоже практически все время семья находилась вместе.

 

В группе у нас отношения с детьми семейные, дети от трех до семи лет занимаются вместе. Старшие дети заботятся и помогают младшим, а младшие наблюдают за тем, что и как делают старшие, и через их пример быстрее и легче обучаются сами. Я для детей как взрослый наставник, друг.

 

Сегодня много детей растут практически без отцов, видят папу только по выходным, так как папа уходит рано утром на работу и приходит поздно вечером. Мне кажется, что большое преимущество моей работы в том, что мои дети меня видят всегда, и не только мои дети, но и те, кто приходят к нам в центр, видят, что существуют не только мамы и бабушки, но и папы.

 

 



    Автор: Вероника Бузынкина, 18 марта 2016 года

    Комментарии:

    1. Andrew Schlacke:

      Журнал, объявивший себя православным, нахваливает Монтессори!
      Дожили!
      Вы в курсе, что Мария Монтессори сотрудничала с Теософским обществом?
      Монтессори, например, противопоставляет школу – родителям. В описании её метода встречаются такие, например, фразы: «если учитель делает все правильно, и родители ему не очень мешают…».
      Дети противопоставляются взрослым: «Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир под себя, не задумываясь о нем».
      Или вот учение Монтессори о космическом плане воспитания, который наделяет человека особой миссией, и проч. «Космическая миссия» противопоставляется реальной жизни: «Но в жизни каждого из нас возникает конфликт между нашей космической задачей и тем, что мы делаем под воздействием социокультурных условий и обучения».
      Интересно – опубликуете ли вы этот комментарий или нет?

      1. Вероника:

        Андрей, Сергей и Анна, педагоги центра «Лингвозаврик» — православные воцерковленные христиане. Центр работает по благословению игумена Сергия (Амуницина) одного из духовников Московской епархии. К каждому Рождеству и Пасху дети делают спектакль, проходят Основы православной культуры (даже те дети, которые из неправославных семей, их родители не против). Никакой теософской философии в Монтессори-материалах — красных и синих брусках, горошинах, стержнях, карточках и т.п. нет.
        Так же, как и нет никакого космического плана воспитания. Мои дети ходили в этот центр, так что я знаю, о чем говорю.
        Кстати, есть такой знаменитый педагог Шалва Амонашвили, по его методу в Москве работают государственные школы. Замечательный педагог, замечательный метод, но вот тоже про него говорят, что увлекся какой-то не той философией. Ну и что же? Разве от этого его метод стал хуже? Нет, конечно.
        Так что я не вижу ничего «неправославного» в том, что дети развивают мелкую моторику, играют с крупами, водой, песком, учатся на Монтессори-материалах и учат их люди, укорененные в православной традиции))

        1. Andrew Schlacke:

          Педагогические взгляды Амонашвили пропитаны оккультизмом. Манеры Амонашвили на публичных выступлениях напоминают поведение неопятидесятнических пасторов. Что в этом замечательного?
          Во многих школах преподаётся оккультизм. Не один Амонашвили в этом виноват, но и его тоже можно отблагодарить за это.
          Вы учились в Свято-Тихоновском? Сходите как-нибудь на кафедру сектоведения. Узнаете много интересного про Монтессори, Амонашвили и прочих… Желаю, чтобы у вас открылись глаза.

          1. Иван:

            Какой же оккультизм?! Он что Оззи Озборн и летучих мышей на лекциях ест?!
            На проблемы надо смотреть ширше на мой взгляд, если благодаря методике Амонашвили (который в лекциях ссылается также на Макаренко,Сухомлинского и др. столпов) вырастет больше гармонично-развитых людей, способных смотреть РЗАНОСТОРОННЕ на проявления мира, проявлять терпение, смирение, любовь.
            То я за такой оккультизм руками и ногами!
            Насколько мне известно методики Амонашвили, Рами Блекта имеют успех в настоящее время.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Окончила Свято-Тихоновский богословский институт, филологический факультет. Работала корреспондентом в журнале «Фома» и в районной газете «Каргополье». Сотрудничала с журналом «Нескучный сад» и сайтом «Милосердие.ру». Замужем, мама двоих детей.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Директор школы о том, как выглядит образовательный процесс изнутри.

    Многие родители сегодня критически смотрят на школьную систему образования, и в том числе недовольны системой школьного оценивания. Но на самом деле, при правильном к ним отношении школьные оценки важны и нужны не только учителям, но и детям. Зачем?

    История, по мнению россиян, входит в пятерку самых важных школьных предметов. И в то же время, именно она вызывает множество дискуссий, споров и даже конфликтов.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.